Юлия Карпинская
Как уволить сотрудника и сделать это достойно
(Советы бывалого)
Мои советы предназначены для HR-служб и руководителей, уполномоченных
увольнять сотрудников, когда те становятся ненужными для компании в
кризисной ситуации (процесс сначала называют «оптимизацией численности
персонала») или при смене деятельности компании, что случается
значительно чаще. Я не буду касаться юридических аспектов увольнения:
это все есть в статьях трудового законодательства, и об этом лучше
напишут юристы.
Мне бы хотелось поговорить о том, как следует проводить увольнение,
чтобы из этой процедуры вышли с минимальными отрицательными эмоциями, а
по-простому - «без обид», и тот, кого увольняют (назовем его «увольняемый») и тот, кто увольняет («увольняющий»).
Будем считать, что руководство компании приняло решение расстаться с
сотрудником по закону: выплатить выходное пособие, написать
положительную рекомендацию. Что должен сделать «увольняющий»?
· Во-первых, донести сотруднику
решение руководства о выплате пособия, обязательно помочь сотруднику
правильно написать рекомендацию (это не секрет, что такую бумагу пишет
эйчар);
· Во-вторых, нужно с сотрудником
правильно, позитивно и много разговаривать («а поговорить?» никто не
отменял). Зачем, спросите вы?
Представьте, вы покупаете на рынке фрукты-овощи и краем глаза я
замечаете, что вас обвешивают – подкладывают пару фруктов с гнильцой. Но
вы, видя все это безобразие, не бросаетесь на продавца с требованием
немедленно исправить ситуацию. А все потому, что он так вас хвалит без
остановки, желает все самого хорошего вам и вашей семье, что вас,
окрыленных этой лестью, даже не обижает, что на вас чуть заработают. Так
и увольняя сотрудника, нужно создать положительную эмоциональную
атмосферу, чтобы он ушел, если и обиженным на компанию (никогда не
подставляй под удар себя), но не униженным и не потерявшим веру в себя.
Время и место беседы
В каждой компании существует своя традиция увольнения. Она
выстраивается в зависимости от установок владельца или автором ее
является эйчар организации.
В одной FMCG-компании, где мне довелось поработать несколько лет, не
было в традиции расставаться с сотрудниками с выплатой пособия
(исключение делалось для директоров направлений, которых владелец мог
несколько раз уволить и несколько раз вернуть на работу за 3-4 года
формирования компании). Так вот, как только владелец переставал
разговаривать с сотрудником офиса и не общался с ним больше месяца, то
это служило мне сигналом на увольнение этого сотрудника. И тогда я
начинала процесс выведения работника из организации.
В высокотехнологичных корпорациях западного типа, где работа порой
дублируется сотрудниками и информация – достояние компании, а не
сотрудника, а передача дел занимает не более одного дня, стараются с
увольнением не тянуть. Готовят конверт с выходным пособием, размер
которого прописан в контракте сотрудника и не должен обсуждаться при
увольнении. В таких фирмах увольняют по пятницам, задерживают
увольняемогопосле работы и в опустевшем офисе проводят беседу.
Плюсы: сотрудник после беседы не несет отрицательное
настроение на коллег, которые уже вне офиса. И сам за выходные дни
восстанавливает свое настроение.
В творческих российских компаниях о технологиях увольнения говорить
не приходится, так как в них каждый руководитель - хозяин положения и
сотрудник от него может уходить через один день, две недели, нескольких
месяцев. И при этом офис будет гудеть по этому поводу как пчелиный рой.
Если увольняемый «проблемный» сотрудник (нелоялен к компании,
отстаивает свои права по трудовому законодательству, не готов
добровольно уйти), то готовьтесь к нескольким встречам с ним (и хорошо,
чтобы они были только в офисе, а не в суде). Первую встречу следует
провести втроем: увольняемый, его непосредственный руководитель и
представитель кадровой службы, который в последствии будет оформлять
договоренности и завершать процедуру увольнения.
Местом проведения переговоров должна быть переговорная комната, где
вас никто не будет отвлекать и увольняемый сможет выразить эмоции от
полученной информации.
Собственный опыт
Обычно я сообщаю увольняемому о решении руководства с ним расстаться и
- очень осторожно - о причине. Здесь надо следить за каждым словом,
потому что они по-своему интерпретируются увольняемым и в дальнейшем
доносятся до коллег. Далее, я даю право сотруднику самостоятельно
принять решение: как и когда ему хотелось бы уйти из компании. Я не
тороплю его с ответом, прошу пойти и подумать несколько дней.
Следующую беседу «организует» сам увольняемый. Ее недолго приходиться
ждать, но она самая продолжительная и самая тяжелая, т.к. человек в
свойственной ему культурной манере изливает душу и сообщает, при каких
условиях он бы ушел из компании (здесь самое главное не торопить его и
все выслушать, т.к. дальше пойдет конструктив). Возможны еще несколько
встреч, но если процесс затягивается, то приходится быть жестким и
устанавливать сроки самостоятельно.
Какие слова следует говорить «на прощание», а какие нет
К собеседованию с каждым увольняемым работником нужно готовиться. Во
время встречи важно не забыть отметить его «заслуги перед отечеством»,
его сильные качества. А далее, и это главное, дать ему понять, что
увольнение не конец, а только начало или продолжение его карьеры, что он
заслуживает лучшего, чего компания в данный момент не может ему
предложить.
Не напоминайте ему о былых ошибках, ведь их уже не исправить, да
настроение и бодрость духа от этого у сотрудника не улучшится. Больше
хвалите его за успехи, благодарите за то, что сделано им для конторы.
Даже если я немного лукавлю и знаю, что уровень подготовки сотрудника
ниже требований компании, то ему это надо преподнести мягче: сообщить,
что существуют другие фирмы, которым именно этот уровень знаний и
компетенций необходим и достаточен.
Рекомендации о сотруднике
По законодательству сотрудник кадровой службы не имеет право давать
устные рекомендации на бывшего сотрудника, только по письменному
запросу. Но большинство эйчаров это правило нарушает и отвечает на
телефонные запросы коллег. Рекомендации надо давать осторожно и - самое
главное – доброжелательно. Я заметила, что в России (возможно, только в
Москве) о сотруднике часто начинают рассказывать не с его успехов, а
скорее с неудач.
Будьте осторожны в рекомендациях! О плохом надо говорить только, если
сотрудник действительно нарушил договоренности по контракту: выдал
коммерческую тайну конкуренту, украл собственность компании, что-то
подобное и очень серьезное. В этой связи мне нравится китайская
пословица: «Не спеши хвалить человека с прекрасной репутацией, пока сам
не познакомишься с ним поближе – он может оказаться подлецом, скрывающим
свое лицо. Не спеши бранить человека с дурной репутацией, пока не
узнаешь его ближе – он может оказаться жертвой поклепов».
Увольнение нерядовых сотрудников
К «нерядовым» я отношу топ-менеджеров, юристов, ведущих финансистов,
сотрудников службы безопасности, если она есть в компании. Эти коллеги
чаще всего обладают информацией, которая может быть интересна
конкурентам или проверяющим гос. органам. Если руководство решило
расстаться с таким сотрудником, то делать это надо решительно, деликатно и оперативно.
Я не рассматриваю случай, когда данный сотрудник проявил нелояльность
к компании. Тогда проводят показательную акцию: в присутствии
работников службы безопасности увольняемого выводят из офиса в
одночасье, позволяя забрать только личные вещи.
Речь идет об успешных сотрудниках, с которым ситуация (жизнь) требует распрощаться.
· Если у увольняемого топ-менеджера было
заключено дополнительное соглашение к стандартному трудовому договору,
то следует, по возможности, выполнить обязательства этого соглашения.
Тогда в дальнейшем (а мир тесен) с уволенным сотрудником можно будет
иметь деловые отношения, ведь он уходит не на пенсию и, скорее всего,
будет трудиться в этой же сфере деятельности.
· Если финансовые условия жестко не
прописаны, то следует выплатить увольняемому премию (не скупитесь, если
сотрудник проработал в компании более 3-х лет) и перед коллективом
поблагодарить уходящего сотрудника за работу в организации.
· Беседу с таким сотрудником о выходе из компании следует вести в духе партнерской договоренности.
Идеально, если вы приглашаете в конце рабочего дня к себе в кабинет
уходящего сотрудника (не следует при коллегах называть его увольняемым,
так как если сотрудник был эффективен в работе, то вы потеряете
авторитет в глазах коллектива). Перед вами конверт с премией и почетная
грамота, а также письмо благодарности ему за работу в компании.
Передача дел должна быть спланирована и проведена вами заранее. Вы
прощаетесь с сотрудником в одночасье и все довольны, т.е. претензии
остались вне офиса.
Какие цели я преследую, так сложно прощаясь с сотрудниками?
Первое, на мой взгляд, очень важное, если с сотрудником
расстаются хорошо, даже имея обиду, он не будет с коллегами в курилке
или в кафе после работы «чернить» компанию и способствовать созданию
нездоровой рабочей обстановке в офисе.
Второе, не менее важное, я преследую цель сохранить
контакт со специалистом, с которым вынуждены проститься, чтобы в
дальнейшем его найти и пригласить в развивающуюся компанию (может даже в
ту, из которой он был уволен).
У меня бывали случаи, когда шла резкая перестройка фирмы и «летели
щепки», я их собирала в лукошко, т.е. свою БД специалистов, и в
дальнейшем находила им работу, да и они мне звонили без обид, напоминали
о себе.
Третье, сохранить на профильном рынке хороший имидж о компании, в противном случае в нее в дальнейшем не пойдут работать специалисты.
И последнее, это не имеет практического значения, но все-таки мы люди и должны беречь себя и сотрудников от стрессов.
Возможно у вас, как у специалистов, которым тоже приходится сейчас
увольнять людей, оформленных на постоянную работу и успешно работающих
по специальности, есть свои взгляды на процедуру увольнения, свои
технологии. Поделитесь ими с нами, коллегами. И конечно, я жду ваших
комментариев и предложений по затронутой теме.