Татьяна Мамышева, PR-менеджер компании "Партер"
Сколько ресурсов тратит ваша компания на выстраивание отношений с
вашим персоналом? Вы занялись внутренним PR? Какого эффекта вы ожидаете
от этой деятельности? Какими бы ни были ответы на эти вопросы, очевидно,
что нежелательно заниматься чем-то только потому, что это модно. Как
сделать так, чтобы внутренний PR не оказался очередной временной
игрушкой в вашей компании, а стал действительно полезным инструментом
для бизнеса, – об этом мы попытаемся рассказать в статье, основанной на
положительном опыте одной из крупных российских компаний.
Новый ресурс для роста
Сегодня уже никого не приходится убеждать в том, что основную
стоимость бизнеса создают люди, т.е. персонал компании. И большинство
руководителей осознают необходимость построения оптимальных,
взаимовыгодных и уважительных отношений со своим «главным ресурсом».
Пиарщики открыли для себя новую аудиторию, HR-менеджеры учатся
использовать коммуникационные возможности для мотивации и повышения
уровня лояльности. Где-то между этими службами, а в идеале – их
совместными усилиями, в российских компаниях появляется новый вид
деятельности – внутренний PR.
Несмотря на понимание значимости целей, стоящих перед внутренним PR,
большинство компаний пока подразумевают под этим термином лишь создание
внутрикорпоративного СМИ. Безусловно, это очень важный компонент в деле
построения отношений с вашей внутренней аудиторией, но это всего лишь
инструмент. Вряд ли можно ограничивать понятие «внутренний PR» лишь
изданием газеты, созданием радиостанции или интранет-портала. Ведь было
бы странно считать, что PR – это только пресс-релизы и статьи.
Реально работающий внутренний PR – это комплексная деятельность, в
которой могут быть использованы самые разные инструменты. Главное же в
этой деятельности – ее соответствие целям, которых ваша компания
стремится достигнуть, выстраивая систему взаимоотношений со своей
внутренней аудиторией. В конечном счете, внутренний PR призван повышать
уровень лояльности и мотивированности персонала, а значит, и
эффективность его деятельности. Кроме того, создание позитивного имиджа
компании в глазах сотрудников влияет на имидж компании во внешнем мире,
т.к. персонал является одним из каналов трансляции информации вовне.
Готовим почву
Если вы пришли к решению организовать работу по внутреннему PR то,
это не обязательно говорит о том, что в общении с персоналом или в
эмоциональной атмосфере вашей компании назрели серьезные проблемы. Тем
не менее, не бывает идеальных компаний, которым больше не к чему
стремиться, бизнес не стоит на месте, он развивается, ставя перед собой
новые, амбициозные цели. Поэтому в самом начале работы по построению
системы внутренних коммуникаций полезным шагом станет диагностика,
которая позволит выявить разрывы между действительным состоянием и
желаемым.
Одним из способов проведения такой диагностики может стать анализ
основы корпоративной культуры компании: ее базовые ценности. Это
описание можно построить по следующей схеме:
Выявление существующих ценностей, преобладающих в корпоративной культуре.
Моделирование идеальной корпоративной культуры, отвечающей задачам бизнеса и планам его развития.
Выделение существующих ценностей, противоречащих целям бизнеса, и
описание недостающих ценностей, которые предстоит сформировать.
На основе последнего блока, где описываются разрывы между реальным
состоянием и желаемым, вы и определите перечень приоритетных задач
внутренних PR в вашей компании.
В пустыне сад не вырастить
Итак мы определились, с чего начать. Теперь важно, чтобы усилия по
достижению поставленных задач были эффективны. Для этого необходимо
определить место внутреннего PR в жизни и работе компании. Опыт
подсказывает, для того чтобы оказаться жизнеспособным и эффективным,
внутренний PR должен органично вписываться в информационное поле
организации. Что мы подразумеваем под информационным полем?
Всю информацию, которая курсирует в компании, можно условно разделить на 4 компонента.
Обмен информацией в ходе бизнес-процессов. Сюда входит все
общение, происходящее в процессе выполнения бизнес-задач. Это общение
может быть как регламентированным, так и нет, как письменным, так и
устным.
Официальная информация.
Это неотъемлемая часть жизни любой
компании на любом этапе ее развития. В основном, такая информация
излагается в виде приказов, распоряжений, информационных писем,
регламентов и других официальных документов, распространяемых письменно и
хранящихся в общедоступном месте.
Knowledge
management. Этот компонент
информационного поля компании появляется через некоторое время ее жизни,
когда накапливается достаточно большой объем ценного опыта, который
нуждается в структурировании и сохранении для дальнейшего использования.
Внутренний
PR. Целенаправленное и структурированное информационное воздействие на персонал, призванное укрепить в его глазах имидж компании.
Только будучи интегрированным в эту систему, внутренний PR станет
эффективным инструментом управления. Ваша компания должна использовать
все возможности для общения со своими сотрудниками. И все это общение
(независимо от каналов, по которым идет информация) должно быть
построено в рамках единой концепции и отталкиваться от целей, которые вы
для себя определили.
Чтобы не ограничиваться теоретическими выкладками, приведем один из
примеров того, как при помощи внутреннего PR совместно с остальными
компонентами информационного поля компании удалось решить сложную
управленческую задачу: разработку, внедрение и доработку процедуры
аттестации в компании IBS.
Ростки хороших отношений
Когда в компании IBS было принято решение о введении оценки
персонала, была разработана система, получившая название «аттестация».
Первые попытки проведения процедуры выявили ряд недостатков в
методологии оценки. Это – неизбежный момент в освоении любой новой
деятельности в компании. Таким же неизбежным является отторжение
персоналом компании практически любого нововведения, тем более такое
новшество, как аттестация, потому что она напрямую затрагивает интересы
каждого из сотрудников, вызывая опасения в несправедливости оценки и в
дальнейших негативных последствиях. Итак, актуальными вопросами стали
следующие:
- Как оптимально построить систему взаимоотношений службы персонала и сотрудников компании для проведения аттестации.
- Какие доработки необходимо осуществить, чтобы аттестация была эффективной, объективной и удобной для всех сотрудников.
- Как вызвать у сотрудников понимание того, что процедура аттестации необходима, не опасна, а, наоборот, полезна для них самих.
Для решения этих задач были приняты следующие меры с использованием
целого ряда инструментов, составляющих информационное поле компании.
Для информирования сотрудников о введении процедуры аттестации по
компании от имени генерального директора рассылался приказ, в котором
обозначались сроки проведения мероприятия, круг ответственных лиц и
регламент проведения оценки.
В помощь при подготовке к аттестации на общекорпоративном портале,
являющемся частью системы Knowledge Management, были помещены все
регламенты, подробные разъяснения и формы для заполнения с понятными
инструкциями.
Для получения обратной связи были назначены ответственные лица, к
которым каждый сотрудник мог обратиться за разъяснениями или с идеями по
улучшению процедуры. В частности, для нелицеприятных высказываний было
предложено использовать абсолютно анонимный канал информирования –
почтовый ящик IBS Post, куда любой желающий мог опустить свою записку.
Перед стартом каждой аттестационной кампании (раз в полгода) во
внутрикорпоративном СМИ, которое представляет собой интранет-портал,
публикуется статья о том, что нового появилось в процедуре оценки, какие
идеи и предложения сотрудников были использованы для ее улучшения.
Каждая статья подробно разъясняет необходимость и полезность аттестации
для компании и ее персонала.
После публикации информационной статьи при помощи возможностей того
же интранет-портала организовывается он-лайновая встреча с руководством
компании, в ходе которой каждый сотрудник со своего рабочего места может
задать вопрос в конференциях портала и получить ответ в интерактивном
режиме.
По окончании проведения аттестации во внутрикорпоративном СМИ
публикуется отчет о результатах оценки. Освещаются все профессиональные
успехи сотрудников компании с публикацией интервью и фотографии каждого,
кто сделал шаг вверх по карьерной лестнице.
С момента введения в жизнь процедуры аттестации в компании прошло три
года. За это время эта процедура была серьезно изменена и приведена к
состоянию, когда можно с уверенностью сказать, что она эффективна и
удобна. Достигнуть этого удалось во многом благодаря вовлеченности в
совершенствование процедуры всех сотрудников компании, которые за это
время убедились в том, что регулярная аттестация не только не
представляет никакой опасности для них, а даже наоборот: делает
понятными и прозрачными возможности карьерного роста, позволяет добиться
максимальной объективности при рассмотрении вопроса о повышении
компенсации. Кроме того, на практическом опыте стало очевидно, что в
нынешнем виде аттестация позволяет руководству компании оптимально
планировать развитие своего главного ресурса, что положительным образом
сказывается не только на развитии бизнеса компании, но и на реализации
профессиональных амбиций каждого сотрудника.
Данный пример – лишь частный случай того, как при помощи
информационной открытости можно решать конкретные управленческие задачи.
Надеемся, что в работе вашей компании будет немало примеров того, как
внутренний PR стал действительно полезным инструментом, а не преходящим
увлечением. Надеемся, что изложенный опыт поможет вам в этом.