Максим Шаинский
Новогодний корпоратив в условиях жесткой экономии… Повод для уныния?
Или возможность провести Событие, которое сделает компанию более
конкурентоспособной в нелегком наступающем году. Помочь в этом может
технология под названием «бизнес-магия» - способ пробудить творческую
энергию сотрудников, и использовать ее сразу в нескольких целях. Давайте
разберемся в том, как это работает.
С древних времен стержнем любого праздника был некий ритуал, цель
которого – сплочение общины и установление контакта с духами. Будь то
Масленица, ночь на Ивана Купалу или модный ныне Хэллоуин – везде в
аллегорической форме заложен конкретный психотерапевтический смысл:
высмеивание темной силы, очищение, возрождение. Темная сила, активно
бороться с которой нужно сейчас, – это страх и уныние, вызванные
кризисом. Причем основной источник того спада в деловой активности,
который мы нынче наблюдаем – не в объективных причинах (непродуманной
кредитной политике нескольких американских банков), а в последовавшей
вслед за их обрушением волне виртуальных опасений, которые на наших
глазах успешно материализуются. Миллионы маленьких «кризисочков» в
головах напуганных потребителей и производителей дают в совокупности то
самое виртуальное чудовище – КРИЗИС, мысли о котором многих лишают
энергии так же, как древних людей парализовал взгляд Медузы-Горгоны или
свист Соловья-Разбойника.
Однако есть и позитивная сторона. Мы видим, как обнажается суть
многих процессов, стряхивается ненужная мишура. Успешно выйдут из
кризиса как раз те компании, в которых быстро осознают новую реальность,
перегруппируются, поднимут интеллектуальный и энергетический уровень
своих сотрудников, и именно так, на энергии прорыва, всем миром смогут
одолеть чудище!
Но как это сделать на практике, когда вокруг всеобщее сокращение
бюджетов, ступор и уныние? И вот тут как раз, огромный эффект может дать
правильная организация новогоднего корпоратива в компании! Но для этого
нужно понять, что смысл этого мероприятия не в том, чтобы в очередной
раз устроить всеобщую пьянку с предсказуемыми тостами, надоевшими
конкурсами и концертом заезжей поп-звезды. И «оптимизация бюджета» не
только в том, чтобы вместо «Метрополя» проводить банкет в ближайшей
столовой, вместо Хеннеси поставить на столы самогон, а вместо Димы
Билана пригласить группу «Сбитые летчики»…
В чем главный смысл Нового года? Это время подведения итогов и
символический переломный период. Идеальный момент, чтобы сформировать и
заложить в мозги и души людей программу изменений, программу новых
достижений. Если все сделать правильно, то эта программа ложится глубоко
в подсознание (общая предпраздничная атмосфера этому способствует) и
следующие 12 месяцев она реально работает! Это своего рода позитивный
магический обряд. И именно с его помощью на уровне конкретной
организации можно победить негативную магию кризиса.
Многократно проверив на практике приемы, меняющие мышление
сотрудников, я видел, как эффективно они работают. И год назад начал
предлагать знакомым HR и Event-менеджерам скорректировать формат
новогодних празднований, чтобы помимо банального развлечения, они стали
нести в себе более глубокий смысл и конкретную пользу для бизнеса. Тогда
мне в основном говорили одно: «Шаинский, не грузи! Зачем нам это? У нас
и так все хорошо. Пусть люди просто отдохнут, повеселятся…» Сейчас же
они сами звонят и спрашивают: как сделать правильный «антикризисный
корпоратив»? Что ж, попытаюсь дать несколько конкретных рабочих схем.
Вариант 1: «Дешево, но сердито»
(Примерная стоимость мероприятия: 3000 – 5000 у.е. на 100 чел.)
Как вы наверно уже поняли, главным элементом всего праздника должен
стать некий Обряд. Его смысл – каждый сотрудник фирмы на самом глубоком
уровне начинает осознавать, что наступает новое время, ему надо
соответствовать. Люди начинают видеть, КАК ими управляют нынешние
страхи, куда уходит огромная часть их энергии. Осознав это – каждый
человек получает реальный выбор: продолжать «раскачивать лодку» или
мобилизоваться и в наступающем году уничтожить кризис лично для себя и
для своей компании. Важный элемент Обряда – создание конкретных
сценариев (в форме сценок, картин, стихов, песен и т.д.) решения проблем
в новом году. Чем креативнее – тем лучше. С одной стороны – вот вам
готовая шоу-программа (и тратиться на приглашенных артистов не надо), с
другой – проигрывание перед коллегами этих сценариев есть мощнейшая
гештальт-терапия и реальная подпитка бизнеса новыми конструктивными
идеями.
Разумеется, чтобы все это сработало, Обряд должен проводиться по
определенной технологии. Камлать ночью на поляне и жечь чучело Кризиса
не потребуется (хотя вот вам еще одна креативная идея :-) Все может
происходить в обычном конференц-зале в стандартном формате
собрания-семинара. Первые пару часов идет специальным образом
составленная информативная часть, затем все разбиваются на группы по
8-10 человек и ведущий дает каждой команде задание подготовить
новогоднее выступление. Знаю по опыту проведения подобных мероприятий,
что после первой части у людей появляется такой всплеск энергии, при
котором они просто фонтанируют идеями и выдают крайне интересные
сценки-презентации. Равнодушных не бывает!
На подготовку отводим еще пару часов. И вот, наступает наш
праздничный вечер… В зал приносят легкие фуршетные закуски (пока без
алкоголя), и каждая команда представляет свой «номер» минут на пять.
Завершается Обряд созданием позитивных символов, важных для компании в
наступающем году. Такое самопрограммирование поможет сработать нашей
бизнес-магии. После этого уже можно вносить шампанское (и др.),
отмечать, поздравлять и радоваться. Ведь только что все сотрудники
совместными усилиями сделали что-то новое и позитивное. И они чувствуют
это! Поэтому и радость будет искренней, и надежда на лучшее твердой, и
корпоративный дух высоким! Что и требовалось от правильной новогодней
вечеринки.
Сравните это с ситуацией, когда за те же деньги проводится обычный
фуршетик с караоке и танцами под CD. Все понимают, что плохи дела, раз
такая экономия (а ведь в прошлом году как гуляли!), и сотрудники
отправляются на каникулы с грустной мыслью, что пора обновлять резюме на
рекрутинговых сайтах.
Вариант 2: «Гуляем с толком!»
(Стоимость: от 5000 у.е. на организацию мероприятия, плюс банкет, музыка, салют, минус гонорары «звезд»).
Идеально подходит для компаний с большим числом сотрудников. За
несколько дней до праздника формируется ключевая группа (в нее могут
входить представители от каждого отдела). Они принимают участие в
мозговом штурме, аналогичном описанному выше. Задача ведущего – сделать
так, чтобы каждая команда подготовила к новогоднему вечеру яркое и
актуальное выступление. Если позволяет бюджет, можно пригласить
профессиональных артистов и подготовить инсценировки на тему
«антикризисного новогоднего Обряда», сделать соответствующие декорации.
Удачная идея - смонтировать короткий фильм или слайд-шоу обо всем
хорошем, что произошло с фирмой и ее сотрудниками в уходящем году (не
одним же кризисом он был отмечен). Еще более смелый шаг - создание
«научно-фантастической саги» о грядущих успехах компании в 2009-м.
Подготовку эпизодов такого фильма можно поручить тем самым сотрудникам,
что посетили подготовительный тренинг. По эпизоду на отдел. Если фильм
получится удачным, его можно вывесить на корпоративном сайте. В
дальнейшем, когда компания будет сталкиваться с неизбежными трудностями
преодоления кризиса, он будет поднимать людям дух и служить своего рода
самоисполняющимся позитивным предсказанием.
Разумеется, старания тех, кто готовил этот шедевр, и тех, кто его
внимательно смотрел, должны быть вознаграждены. Праздничным банкетом,
хорошей музыкой и салютом, который можно обыграть как огневой залп
творческой энергии сотрудников, разгоняющий тьму кризиса. Такие образы
хорошо запоминаются подсознанием, и, несмотря на всю их мифологичность,
помогают создать правильную базу для оптимальной работы логического
разума. То есть через такую обрядовость мы проводим своего рода
«антивирусную чистку и оптимизацию системы» в головах у сотрудников. И
как следствие, в стрессовых условиях они будут работать лучше, допускать
меньше ошибок и из всех возможных решений проблемы выбирать самое
оптимальное.
Вот так, погуляли, повеселились, а заодно, исподволь, сделали
ненавязчивый, но существенный апгрейд мотивации персонала. Разве не
замечательный результат новогоднего празднования? А вездесущих Урганта,
певцов из «Фабрики звезд», жонглеров-иллюзионистов и «бразильский»
шоу-балет можно и по телевизору посмотреть.
В общем, не забывайте: кризис-кризисом, а все-таки, впереди Новый год
– волшебное время исполнения желаний. Давайте действительно сделаем его
таким!