Система управления по целям (или, что то же самое, — по результатам)
получила широкое признание среди руководителей и менеджеров-практиков, так как
она обеспечивает хорошие результаты по достижению запланированных показателей и
способствует эффективной совместной деятельности аппарата управления
организации.
Принципы управления по целям формулируются исходя из следующих
предпосылок:
- система управления должна
обеспечивать достижение всех целей и задач организации;
- каждый руководитель, от
высшего до первого уровня, должен иметь четкие цели в рамках возложенных
на него обязанностей;
- цели и задачи всех
менеджеров согласуются, и в соответствии с этим организуется работа по их
выполнению;
- менеджеры и исполнители
совместно формируют функции и добиваются их выполнения путем взаимных
консультаций; в идеальном случае формируется иерархия целей,
конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз.
Этапы процесса управления по целям
Процесс управления по целям состоит из четырех этапов:
- на первом уточняется круг
полномочий и обязанностей руководителей всех уровней;
- на втором разрабатываются и
согласовываются цели и задачи управления в рамках установленных полномочий
и обязанностей;
- на третьем составляются
реальные планы достижения поставленных целей;
- на четвертом производятся
контроль, измерение, оценка работы и достигнутых каждым руководителем
результатов, и по каналам обратной связи осуществляется корректировка
заданий, после чего может потребоваться новое согласование целей.
Таким образом, если целеполагание — это начало всякой управленческой
деятельности, то ее обязательным продолжением является определение видов работ,
которые нужны для достижения целей.
Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем
формирования структур, процессов и методов, с помощью которых организуется
совместная работа. Важное место в деятельности менеджеров занимает разработка
систем показателей, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда
каждого отдельного работника подразделения, службы и организации в целом.
Выполняя все перечисленные виды работ, менеджеры создают необходимые
предпосылки для производительного и скоординированного труда персонала. Поэтому
их нередко называют людьми,умеющими добиваться поставленных целей, используя
труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Это одна из причин того, что к
их профессионализму и личностным качествам предъявляются высокие требования.
Концепция управления по результатам
В качестве примера рассмотрим концепцию управления по целям, разработанную
финскими специалистами и учеными под названием «Управление по результатам».
Она является частью общей работы по совершенствованию управления финскими
организациями, включающей такие направления, как: совершенствование
деятельности организаций, направленное на повышение их эффективности; улучшение
структуры, средств и способов управления, а также атмосферы внутри организаций;
совершенствование стиля работы и всестороннее развитие руководителей, форм
сотрудничества и повышение практических навыков управленческой деятельности.
Сущность концепции — целостная система управления, ориентированная на
результаты и основанная на использовании творческого потенциала трудового
коллектива, новых методов и техники управления.
Принципы концепции — целью деятельности является получение
запланированных результатов. Цели и приоритеты не являются постоянными
величинами, их пересмотр связан с изменением внешних и внутренних условий, с
достижением ранее поставленных целей или с признанием их ошибочности.
Основные понятия. Цели — это те ключевые результаты, к которым
организация стремится на протяжении достаточно длительного периода времени. Нормативное
число ключевых результатов — от 4 до 6. Выделяются три типа ключевых
результатов:
- по коммерческой
деятельности (например, оборот, издержки, переменные и постоянные
затраты, доля на рынках, рентабельность, платежеспособность и т. п.);
- по функциональным
подсистемам (например, по производству — количество, ассортимент и
качество производимой продукции, ритмичность производства, использование
производственных мощностей и др.);
- по некоммерческой
деятельности, способствующей достижению целей функциональных подсистем
(атмосфера взаимоотношений, сотрудничество с другими организациями,
престиж и имидж предприятия, творчество и пр.)
Критериями отбора задач, определяемых после установления целей, являются:
согласованность, одобрение, реалистичность, гибкость, измеримость,
привлекательность для исполнителей.
Стадии процесса управления:
- Составление автопортрета
трудового коллектива.
- Планирование результатов,
включающее разработку долгосрочных, стратегических, годовых и
индивидуальных (для лиц, занимающих ключевые позиции в организации)
планов.
- Достижение результатов на
основе ситуационного руководства, использующего прогрессивные стиль,
методы и технику, а также такие черты менеджеров, как настойчивость, творческий
подход, знание людей и дела.
- Контроль с целью оценки
достигнутых результатов, способов их получения и использования сложившихся
ситуаций. Выводы по результатам оценки учитываются в повседневной работе,
в планах отчетного периода и при стратегическом планировании.
Развитие, выступающее как процесс изменений, которым можно управлять
в соответствии с общими принципами менеджмента организации. Развитие при
управлении по результатам предполагает комплексное совершенствование всей
организации, а также воспитание творчески мыслящих, напористых и
профессионально подготовленных руководителей.
Достоинства и недостатки системы управления
по целям (результатам)
За годы использования этой системы выявились и некоторые ограничения
эффективного применения управления по целям. Так, она не приносит успеха на
плохо организованном предприятии, где принято за правило «спускать» цели сверху
вниз, не привлекая к их постановке и согласованию руководителей нижестоящих
уровней. Ее трудно использовать, если отсутствует личная мотивация и
необходимая для управления информация, а также при неудовлетворительной
организации контроля.
Достаточно большая трудоемкость процесса управления по целям также может
рассматриваться как серьезное препятствие к его широкому использованию. Так же
как и то, что в процессе реализации целей и задач внимание руководителей и
исполнителей концентрируется на достижении текущих и краткосрочных результатов,
что нередко приводит к забвению главного — стратегических целей развития
организации. Чтобы снизить воздействие этого фактора, оценку полученных
результатов производят с учетом их влияния на показатели оперативных,
тактических и стратегических планов.
К несомненным достоинствам относят прежде всего условия для повышения
эффективности работы за счет четкого представления каждым работником
организации связи между своими задачами и целями организации. В результате
согласования целей на всех уровнях и во всех звеньях усиливается мотивация к
работе и заинтересованность в достижении запланированных целей и задач. Четкие
временные рамки решения задач организации позволяют продвигаться к получению
конечного результата малыми шагами. Взаимоотношения между руководителями
и подчиненными улучшаются, так как система мотивирует и тех и других работать
на конечные результаты. Кроме того, создаются необходимые условия для
наставничества и обучения в процессе выполнения согласованного круга задач.
Зинаида Петровна Pyмянцeвa, доктор экономических наук, профессор кафедры
теории организации и управления Bысшей школы бизнеса Гoсyдарственного
yниверситета yправления
Источник: http://delovoymir.biz |