Каким должен быть успешный руководитель - жестким,
способным в любой ситуации добиться своего, или демократом, стремящимся
к разумному компромиссу? Слишком жесткого руководителя подчиненные
боятся, мягкого - любят, но редко уважают. Какой же стиль выбрать
руководителю? Нужен ли шефу гаечный ключ? Вероника
Р., руководитель туристической компании, в письме в редакцию поделилась
своими опасениями потерять доверие и уважение сотрудников: Так
уж повелось, что образ идеального руководителя, лидера, в глазах
подчиненных непременно связан с жесткостью. Однако я никогда не умела
добиваться своего путем прессинга или давления. Не умею "строить"
сотрудников. Когда мне нужно, чтобы подчиненный выполнил ту или иную
задачу, я не могу просто поставить его перед фактом: мне кажется, что
сначала лучше все обсудить. Но мой стиль руководства, увы, часто
приводит к тому, что задача остается нерешенной. Так что эта
гипердемократичность вредит не только моему имиджу. С другой стороны,
нельзя же каждый раз идти на конфликт и силой заставлять подчиненных
действовать. Подскажите, стоит ли мне развить в себе жесткость, и если
да, то, как это сделать? Письмо читательницы комментирует старший консультант компании "ЭКОПСИ Консалтинг" Павел Безручко: Я
часто сталкиваюсь с ситуацией, когда руководитель не может настоять на
своем. Не буду зря ругать компромисс: как тактика он вполне хорош.
Плохо, когда единственное, что умеет руководитель, - это договориться.
Точно также плохо, если он умеет только "прессовать" окружающих, тупо
добиваясь намеченного. Настоящая свобода появляется тогда, когда у
руководителя в портфельчике больше одного инструмента. Если же у него
всего-навсего молоток, то им можно только забивать гвозди, если только
гаечный ключ - остается все время завинчивать гайки. Задача первого лица
- до такой степени развить свое мастерство влияния на других, чтобы
иметь возможность достигать любой цели. Многие
руководители всем тактикам предпочитают именно жесткое давление. И в
некоторых ситуациях это, безусловно, оправдано и необходимо. А другие,
подобно нашей читательнице, стремятся к такому стилю руководства и
жалуются на неумение "построить" своих подчиненных. Вы когда-нибудь
спрашивали себя, почему у вас это не получается? С чем это связано? С
неуверенностью в себе, в своей точке зрения или со страхом обидеть
подчиненного? Спросите себя: удавалось ли вам хотя бы раз кого-то
убедить или жестко настоять на своем? Проанализируйте, чем вы тогда
пользовались, к какой тактике прибегали. Если вы найдете барьер, который
вам мешает уверенно управлять подчиненными, то сможете потренироваться
"быть жестким", отработать этот навык. Но вот
вопрос: а зачем вы хотите "строить" своих подчиненных? Это ваше личное
желание или объективная необходимость? Может, если вас окружают такие
подчиненные, которых надо постоянно "строить", стоит подумать о замене
этих людей на более самостоятельных, инициативных и заинтересованных?
Действительно ли вам важнее "построить", нежели вдохновить, сделать
участником, членом команды единомышленников? Несколько способов настоять на своем: - Очертите
границы своей уступчивости. Составьте список (не более чем из 10
пунктов), в котором опишите, на что вы не согласитесь никогда. Имейте
его перед глазами и следуйте неукоснительно.
- Определите время,
которое целесообразно тратить на "уговаривание" сотрудников. Например,
10-15 минут и никогда не выходите за его рамки.
- Чаще повторяйте перед зеркалом или в любых подходящих житейских ситуациях фразу: "Нет, значит только нет".
- Если
кто-то из сотрудников имеет над вами психологическое преимущество и
может манипулировать вами при личном контакте, отдавайте ему
распоряжения письменно.
- Займитесь каким-нибудь видом спорта,
где компромисс неприемлем, например, горными лыжами или скалолазанием.
Ведь нельзя съехать с горы или подняться на нее наполовину.
- Помните, что в разумном конфликте нет ничего ужасного. И хотя бы иногда прибегайте к обострению разговоров и даже отношений.
Кто не согласен - свободен! Совсем другая ситуация возникла у Павла С., руководителя отдела по производству натужней рекламы: Начальником
я стал около года назад, но за это время успел прийти к выводу, что
сволочью начальника делают подчиненные. Не стоит пытаться наладить с
ними дружеские отношения, понять их проблемы - все это будет
истолковано, как проявление твоей слабости, на тебе просто начнут
"ездить". Вместо того чтобы работать и добиваться поставленных
результатов, сотрудники начнут объяснять тебе, почему твое распоряжение
выполнить совершенно невозможно. Все это я испытал на собственной шкуре и
теперь действую совершенно иначе. Мои распоряжения выполняются без
обсуждений и очень быстро. Кто не согласен - выбывает из игры. Плоды
такой политики - отличные показатели отдела. Единственный минус - я
остался в полной изоляции: меня уже не приглашают на пятничные
посиделки, со мной не обсуждают результаты вчерашнего футбольного матча.
Не могу сказать, что мне это нравиться, но и не вижу другого способа
эффективно управлять. А есть ли он вообще? Письмо комментирует Клавдия Ольман, независимый психолог, консультант по разрешению трудовых конфликтов: Как
показывает практика, многие начинающие руководители действую подобно
Павлу. Для них чрезмерный контроль над подчиненными и постоянная
активность - это ни что иное, как возможность компенсировать заниженную
самооценку и чувство беспомощности. Такой начальник не уверен в
собственном успехе, и даже достигнув хорошего результата, боится, что
все это может быстро закончиться. Могу заверить, что долго такой
руководитель не протянет - необходимо менять тактику. Это не значит, что
нужно ослабить дисциплину, не следить за выполнением распоряжений.
Просто Павел должен немного расслабиться и постараться получать
удовольствие от собственной деятельности и от хорошей работы
подчиненных. Будьте уверены, люди это заметят и
оценят. Кстати, жестких руководителей любят не меньше, чем мягких, но
только в том случае, если это жесткость оправдана, последовательна, а
сам руководитель действительно выдающийся человек. Вспомните примеры из
русской истории, начиная с Петра I и заканчивая, например, маршалом
Жуковым, хотя на самом деле этот список можно продолжить и
представителями современности. Таким образом,
Павлу нужно начать с себя - поверить в свои силы, в свою
исключительность (ведь не случайно именно его назначали начальником
отдела), начать уступать сотрудникам в мелочах, прислушиваться к их
мнению и радоваться их успехам. И если уж придерживаться жестких правил,
то они должны быть обязательными для всех и для руководителя, в том
числе, или даже в большей степени. Вот такой простой и одновременно
сложный секрет успешного управления. Как завоевать любовь сотрудников, оставаясь жестким руководителем: - Согласившись
с мнением подчиненного, предупредите, что вся ответственность за
результат также ляжет на него. Возможно, он и не станет дальше
упорствовать в своем мнении. Но если подчиненный оказался прав, никогда
не приписывайте себе его успех.
- Оценивайте работу подчиненных
беспристрастно и открыто сообщайте о своей оценке. Проявляйте
последовательность в оценках, иначе ваша жесткость будет выглядеть, как
личная неприязнь и придирчивость.
- Если вас не устраивает
результат работы подчиненного, будьте в состоянии его улучшить, неважно
сами или с помощью других сотрудников. Иначе подчиненные будут считать,
что вы требуете от них невозможного.
- Не панибратствуйте, но и
не замыкайтесь в себе. Очертите круг неформальных тем, которые
подчиненные могут обсуждать с вами, и сами говорите с ними на эти темы,
например о футболе или о кино. Все остальные разговоры игнорируйте.
- Следуйте принципу равноудаленности: не приближайте к себе никого из подчиненных.
- Оставайтесь
таким же жестким и бескомпромиссным и по отношению к своему
непосредственному руководителю. В противном случае, вас будут считать
двуличным, и уважения вы не добьетесь никогда.
Смогут
ли Вероника и Павел последовать советам психологов? Пожалуй, стоит
вспомнить слова американского писателя Джона Мака: "Успешные лидеры
прислушиваются к мнению окружающих, чтобы внести изменения". Эта фраза
может служить настоящим тестом для любого руководителя. Если Павлу и
Веронике удастся изменить свою линию поведения, при этом, не растеряв
остатки доверия и уважения сослуживцев, значит быть руководителем их призвание. Если нет, - возможно, стоит поискать себе занятие, не связанное с управлением людьми. В конце концов, не каждый может быть хорошим начальником. Как вам такой компромисс?
Источник: akmr.ru
|