Менеджеры, работающие в условиях быстро
меняющегося, конкурентного и масштабного бизнес-ландшафта, столкнулись с
дополнительной трудностью: им приходится руководить сотрудниками,
принадлежащими к разным поколениям, имеющими разные ожидания и методы
работы. Аарон Браун, директор подразделения
программного обеспечения для поиска информации и контекстного анализа,
руководит командой из шести человек. В его группе — люди с разницей в
возрасте до 40 лет и опытом работы от трех до 30 лет, ему поневоле
приходится использовать различные стили руководства. К
прежнему руководителю группы — сотруднице, проработавшей в компании
25 лет, 31-летний Браун относится особенно: общается с ней гораздо более
формально, чем с молодежью, но всегда дает ей почувствовать, что ее
знания и преданность в компании ценят. Другую коллегу — из поколения
беби-бума, много лет проработавшую в IBM, он мотивирует, нахваливая ее
готовность работать сверхурочно, выполнять работу, не входящую в прямые
обязанности, а также отмечая тонкое понимание ею корпоративных целей и
задач. В общении с сотрудником 20 с небольшим лет Браун делает упор на
его творческий подход к технологиям, не забывает обращать на него
внимание и практически каждый день хвалить за сделанное. В
решении подобных проблем Браун не одинок. Беби-бумеры, рожденные между
1946 и 1964 гг., до сих пор составляют большую часть рабочей силы США,
но все чаще их начальниками или коллегами становятся люди, принадлежащие
к поколению Х, рожденные между 1965 и 1977 гг., а к ним присоединяются
сотрудники поколения Y — свежее пополнение компаний. К тому же в
компаниях до сих пор много "традиционалистов” — так называют тех, кому
за 60. "Мы признаем, что нам нужны нестандартные ходы для привлечения
талантов всех возрастов и нужны менеджеры, готовые мириться с их
различиями”, — говорит Субха Барри, управляющий директор и глава отдела
персонала в Merrill Lynch. В Merrill Lynch даже
начали предлагать тренинги для менеджеров, столкнувшихся с подобной
проблемой. Однажды на тренинге опросили руководителей из поколения
беби-бума, готовы ли они отпускать с работы сотрудников по состоянию
здоровья. "99% ответили "да", — говорит Дебора Цай-Мунстер, директор по
персоналу компании. — А на вопрос: "Отпустите ли вы на день или на час
человека на встречу с духовным наставником?" — большинство ответили
"нет" и спросили: "Это кто?" А для молодого поколения здоровье напрямую
связано с балансом души и тела, поэтому представители поколения Х
заявляют: если хотите, чтобы я у вас работал, мне нужен гибкий график —
неважно, для каких целей”. Сотрудникам поколения Х
в Merrill предлагают гибкий график даже в отделах, где сверхурочная
работа и присутствие на рабочем месте когда-то были обязательны. Так,
одна из сотрудниц, занимающаяся торговлей ценными бумагами, теперь один
день в неделю работает из дома, а в команде, которая проводит
исследования рынка ценных бумаг, рассматривают возможность использования
BlackBerrys, чтобы аналитики могли работать из разных мест. Чтобы
добиться расположения родившихся на стыке тысячелетий — поколения,
которое советуется по поводу карьеры и других важных решений с
родителями, — в Merrill этим летом устроили пробный родительский день
для стажеров. Джамелл Арбутнот, стажер отдела
инвестиций в недвижимость, пригласил родителей, живущих в штате
Луизиана. Они совершили экскурсию по штаб-квартире Merrill на Манхэттене
и встретились с его начальниками. "Нью-Йорк очень отличается от места,
где я вырос, поэтому им стало спокойнее, когда они увидели, где и с кем я
работаю”, — говорит Арбутнот, студент последнего курса Университета
Техаса в Остине, который этим летом работает по 80 и более часов в
неделю, что является стандартом для стажеров инвестиционных банков. Браун
из IBM говорит, что с нетерпением ждет момента, когда сможет объединить
своих разновозрастных подчиненных для расширения направления поискового
программного обеспечения. "Управлять такими разными взглядами трудно,
но интересно, и это помогает бизнесу”, — говорит он. Он поставил сотрудника
20 с небольшим лет, взятого из молодой компании, в пару с сотрудником
поколения беби-бума для работы над новым продуктом. У молодого "десятки
неожиданных идей и желание изменить мир”, говорит Браун, у беби-бумера
более традиционные взгляды, "но он знает рабочие процессы и знаком с
деятельностью отдела продаж”. Вняв призывам Брауна объединить усилия, а
не выяснять, чьи таланты важнее, двое сотрудников подготовили продукт к
выпуску в рекордные три месяца. Браун считает, что его дружеские
отношения с некоторыми руководителями
IBM более старшего возраста помогли ему выработать методику руководства
несколькими поколениями. "Главное — слушать и общаться”, — добавляет
он. Ирина Окунькова
Источник: Ведомости
|