Главная » 2010»Декабрь»20 » Региональные институты развития: возможности, проблемы и практика
14:49
Региональные институты развития: возможности, проблемы и практика
Обсуждению
вопроса региональных институтов развития и проблеме повышения
инвестиционной привлекательности регионов была посвящена пленарная
дискуссия прошедшего 17 декабря в Москве VIII Российского регионального
конгресса. Организатором конгресса – рейтинговым агентством
«Эксперт РА» было проведено исследование российских институтов развития
в региональном аспекте. Вывод исследования - в России на данном этапе
представлен весь спектр институтов развития, совокупный капитал которых
составил за 2009 год порядка 3% ВВП. Действующая система институтов
включает в себя организации поддержки малого и среднего бизнеса,
стимулирования экспорта и жилищного строительства, развитие передовых
технологий и ориентированные на инвестиционное сотрудничество с
международными партнерами. Но для действенного воздействия на
структуру экономики существующая капитализация российских институтов
развития должна быть доведена до уровня в 5-6% ВВП, при этом
распределение средств должно определяться эффективностью конкретного
института. В частности, отмечалось, что РосБР и АИЖК эффективно
выполняют поставленные задачи. А вот отдача от крупных проектов -
Роснано и Российской венчурной компании – практически незаметна в
масштабах экономики. Поэтому для повышения качества работы институтов
развития необходимо расширить масштабность деятельности более
эффективных из них, наладить координацию их работы в целом, как на
региональном так и федеральном уровнях. Как отмечает «Эксперт
РА», наряду с федеральными структурами институтов развития инициативу
начинают проявлять и комплексные инструменты экономического
стимулирования, созданные региональными и муниципальными властями. Пока
это единичные случаи. Но как показывает опыт Татарии и Липецкой области,
большую роль в развитии экономики регионов может сыграть и такая форма
стимулирования, как особые экономические зоны. Таким образом,
становление региональных институтов развития дает новый стимул для
развития региональных экономик и позволяет региональным властям более
эффективно влиять на тенденции регионального развития. Этот опыт тем
более важен потому, что кризис выявил чрезмерную зависимость ряда
городов и территорий от состояния дел какой-то одной отрасли, а иногда и
одного конкретного предприятия. Региональные институты развития
позволяют эту зависимость, как минимум, ослабить. Согласно данным
исследования, проведенного «Эксперт-РА», объем средств, которыми
располагали институты развития регионального уровня на начало 2010 года,
составлял порядка 83,25 млрд руб. Как отметил директор
департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного
партнерства Министерства экономического развития РФ Сергей Беляков,
успешное решение проблемы привлечения инвестиций во многом зависит от
инициативности региональной власти. В тех регионах, где заботятся о
создании благоприятной бизнес-среды, где власти наряду с федеральными
структурами институтов развития проявляют инициативу, создавая
комплексные инструменты экономического стимулирования, процесс
привлечения инвестиций идет более эффективно. По его словам, пока таких
примеров немного – Ульяновская и Калужская область, однако их опыт
необходимо анализировать и тиражировать. В частности, в Калужской
области власти, создав при помощи ВЭБа индустриальный парк под
конкретного инвестора - Volkswagen, в последствие тиражировали этот
опыт, как результат - сегодня в регионе работает 6 таких парков, где
наряду с производством автокомпонентов развиваются кластеры
биотехнологий, фармацевтики, ядерной медицины. С. Беляков
пояснил, что федеральные институты развития будут работать более
скоординированно с региональными. «Мы ориентируем регионы на проявление
собственных инициатив в поддержку бизнеса. В конечном счете любая трата
средств на эти цели оборачивается ростом доходов в региональный бюджет.
Поэтому сегодня стоит задача усилить конкуренцию регионов за привлечение
инвестиций, стимулировать их на проведение активной политики по
привлечению инвестиций», - пояснил он. С этой целью оценка
эффективности деятельности губернаторов будет проводиться и по такому
параметру, как объем привлеченных инвестиций. Сложнее, по мнению С.
Белякова, оценивать эффективность программ регионов, направленных на
улучшение инвестиционного климата. «Главное, чтобы регионы
корректировали свою политику и предлагали программы не для отчета, в
котором просто поставят очередную галочку. Финансовая поддержка будет
предоставлена тем регионам, которые представят конкретные результаты
улучшения инвестиционного климата и создания благоприятных условий для
ведения предпринимательства», - пояснил представитель МЭР. Первый
заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого и
среднего предпринимательства г. Москвы Александр Карпов рассказал о том,
как региональные институты развития могут стимулировать развитие малого
и среднего бизнеса. Он считает, что у регионов есть потенциал для
создания новых институтов развития. «В Москве поддержка МСБ - одно из
приоритетных направлений. Наиболее эффективным способом поддержки
бизнеса является создание механизма гарантирования кредитных
обязательств. Гарантийный фонд содействия кредитованию – одна из
развитых структур в Москве. С помощью фонда за 4 года работы привлечено $
1млрд», - сообщил А. Карпов. По его словам, этот механизм
будет и дальше развиваться в Москве - спрос на кредитные ресурсы
обеспечивается в объеме 500 млрд рублей в год. При этом у бизнеса есть
потенциал к освоению еще дополнительно 250 млрд рублей. Однако доступ к
этим ресурсам закрыт. Поэтому дальнейший рост этого института развития
объясняется потребностью бизнеса в кредитных ресурсах банков для
модернизации старых и создания новых производств. В целом А.
Карпов считает, что задача региональных институтов развития – обеспечить
механизм, позволяющий увеличить срок получения кредитного ресурса с 36
месяцев до 7-9 лет. Еще один перспективный институт развития, по его
оценкам, - это бизнес-инкубаторы и технопарки, так как наличие подобных
структур позволяет снять риски для бизнеса на начальной стадии развития.
Проблема только в том, что механизм софинансирования государства и
частного бизнеса не отрегулирован при создании подобного рода структур.
«Сегодня региональные бюджеты имеют право финансировать создание
капитальных объектов, но, инвестируя в создание объекта недвижимости,
регионы должны оформлять этот объект в собственность. А такой подход
препятствует привлечению частного капитала в создание подобных структур.
Один из вариантов решения этой проблемы – создание инвестиционных
агентств. В этом случае регион будет создавать юридическое лицо, которое
будет выступать в роли соинвестора с частным капиталом», - пояснил А.
Карпов. Он напомнил, что поддержка МЭР для всех регионов в
создании инфраструктуры поддержки МСБ составляет 24 млрд рублей в год в
виде прямых субсидий. Это очень существенный стимул для развития
регионов. В заключение А. Карпов подчеркнул, что наиболее
эффективный способ поддержки МСБ в регионе – не прямая раздача денег, а
создание институтов развития и необходимой инфраструктуры,
обеспечивающих диверсификацию предпринимательского риска.