Речь идёт о решении польских пограничников выстроить - до
погранперехода! - единую автомобильную очередь, в которой стоят граждане
и Польши, и России. Однако, как показывает практика, в этой общей
очереди подавляющее большинство машин принадлежит польским «мрувкам»
(«муравьям» - так поляки называют своих земляков, в ежедневном режиме
перевозящих из Калининграда в Польшу бензин и сигарет). Таким образом,
россиянин посетивший Польшу, скажем, с туристическим визитом, вынужден
стоять по несколько часов на границе наравне с польскими челноками, для
которых пятичасовое времяпрепровождение на границе - всего лишь побочный
эффект от их «бизнеса».
С российской стороны Пограничное управление ФСБ давно ввела две
очереди до погранперехода – для россиян и иностранцев, в том числе для
польских «мрувок».
Так вот, во время презентации Калининградской области в Варшаве автор
этих строк обратился к директору департамента Восточной Европы МИД
Польши Артуру Михальскому с просьбой прокомментировать
созданные на польской границе неравные условия для людей. Дипломат был
краток: «Я понятия не имею об этой проблеме».
Позже Михальски сообщил «NewsBalt», что озвучил эту проблему заместителю министра внутренних дел Польши Петру Стаханчику, который также участвовал в российско-польском совете в Варшаве.
На самом деле проблема ещё шире. По прогнозу российских таможенников,
с введением малого приграничного передвижения количество челноков с
польской стороны многократно увеличится, поскольку у поляков отпадёт
необходимость получения многократной российской визы (иностранцу этот
документ получить намного сложнее, нежели россиянину - шенген; в
частности, российские диппредставительства требуют от европейцев
оригинал приглашения, тогда как для польских консульств достаточно
приглашения по факсу). Как следствие, границу захлестнёт волна
трансграничной спекуляции бензином и табаком, которые в России стоит
вдвое дешевле, чем в Польше.
Мой прогноз: если таможенные службы Польши и России не озаботятся
решением этой проблемы - как отделить челноков (как польских, так и
российских) от, как говорится, нормальных граждан (и это могут быть как
россияне, так и граждане ЕС, например, немцы, отправившиеся на машине в
Калининград), то режим малого приграничного движения родит чудовище в
виде коллапса на российско-польской границе.