Легенько Юрий, директор Киевского государственного центра научно-технической и экономической информации
Многочисленные малые инновационные
предприятия стали в развитых странах своеобразным дополнением к традиционным
научно-исследовательским и конструкторским комплексам промышленных корпораций,
университетов, государственным лабораториям и другим крупным исследовательским
ценрам. Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению,
небольшие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности
максимального раскрытия творческого потенциала и инициативы научно-технических
работников.
Главным в государственной политике в этой области
является создание своего рода " инновационного
климата", т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых,
организационных, психологических и других условий для возникновения и развития
новых фирм, в первую очередь занятых генерированием, освоением и
коммерциализацией научно-технических нововведений. Основные усилия направляются
на начальные и "предначалъные" периоды становления малых инновационных
предприятий.
Зарубежный опыт показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности
малого инновационного
бизнеса
важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его
поддержки.
Основные направления ее таковы:
• финансовая поддержка
(наличие многочисленных доступных источников государственного и частного
капитала);
• материально-техническая поддержка (сдача в
аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств
производства — зданий и сооружений, техники, научного оборудования,
транспортных средств, оргтехники и т.д.);
• информационная (обеспечение
возможностей пользования информационными сетями и техническими
библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);
• консультативная
(развитие специализированных услуг консультирования,
ориентированных на организаторов мелких инновационных
предприятий, по вопросам налогообложения, страхования,
планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).
На создание таких сетей поддержки направлены
сегодня усилия правительств местных органов власти, общественности,
университетов, частного бизнеса.
Одним из важные элементов поддержки малого
инновационного бизнеса, являются инфраструктурные организации, такие как
агентства развития предпринимательства, учебно-деловые центры,
бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационно-технологические центры. Развитие
сети подобных объектов инфраструктуры стало непременным элементом всех
государственных программ поддержки малого предпринимательства, как
государственных, так и подавляющего большинства региональных.
Интересными являются данные исследований, которые
проводили Международная Ассоциация Научных Парков и Национальная Ассоциация инкубаторов бизнеса США. Согласно им:
• по значимости основные функции в деятельности
бизнес-инкубаторов были оценены так: 43% — сервисное обслуживание, 24% —
учебно-методическое, 17% — финансовое и 16% — психологическая поддержка
(создание комфортной деловой среды)
• 88% научно-технологических парков различных
стран мира действительно занимаются инкубацией бизнеса, из них:
• 52% научно-технологических парков имеют
инкубатор, которым они управляют самостоятельно (команда управленцев технопарка
управляет и бизнес-инкубатором).
• 23% научно-технологических парков имеют хотя бы
один инкубатор бизнеса, представляющий отдельный проект с независимой командой
управленцев (хотя в некоторых случаях технопарк и инкубатор имеет одних и тех
же акционеров).
• В 13% случаев научно-технологический парк
представляет собой большой бизнес-инкубатор, к которому добавлено несколько
объектов и служб, для обслуживания клиентов на постинкубационной стадии (это
тот случай, когда можно видеть четкую эволюцию: от инкубатора к технопарку).
• Около
12% научно-технологических парков не занимаются инкубацией бизнеса.
• 75%
инкубаторов поддерживают тесные отношения с ближайшими университетами .
Как видно из приведенных данных основное значение
в деятельности бизнес-инкубаторов имеет сервисное, информационное и
методологическое сопровождение, а также возможность сотрудничества с другими
научными организациями.
Для полноценной деятельности бизнес-инкубатор
должен иметь необходимые помещения (исходя из зарубежного опыта — от 1500-2000 кв. м.),
материально-техническую базу (офисная техника, Интернет, учебные классы,
конференц-зал, библиотека), квалифицированный штат, а также консультантов и
преподавателей, работающих, как правило, на контрактной основе.
Региональные государственные центры научно-технической
и экономической информации выполняли сходные задачи с момента своего основания.
Именно через них было организован сбор и распространение научно-технической
информации, формирование региональных и общегосударственных баз данных о научно-техническом
развитии, проводилось повышение квалификации научно-технических работников
научных и производственных организаций.
И Центры науки, инноваций и информатизации, созданные на их базе, имеют
потенциал выполнять, в том числе роль региональной структуры поддержки малого
инновационного бизнеса по всем четырем основным направлениям при условии
поддержки такой деятельности со стороны государства.
Дополнительную возможность для организации
инновационных бизнес-инкубаторов дают изменения к Закону Украины «О научных
парках», принятые в июле этого года по инициативе Госинформнауки. Согласно им
арендная плата за государственное имущество, используемое научным парком
направляется на реализацию проектов научного парка, что позволяет дополнительно
снизить нагрузку на малые инновационные предприятия, которые расположены в
региональном ЦНИИ и участвуют в проекте научном парка.