Статистика |
|
|
Онлайн всего: 21 Гостей: 21 Пользователей: 0 | |
Украинская Баннерная Сеть
|
Сергей Лавров: Итоги года
Сергей Лавров, министр иностранных дел России 21.12.10 // 10:20
Об итогах
уходящего года, его основных событиях для российской дипломатии, а также
о планах и ожиданиях на предстоящий год в интервью Интерфаксу рассказал Министр иностранных дел России Сергей Лавров.- Сергей Викторович, считаете ли Вы уходящий год успешным для
российской дипломатии? Какие внешнеполитические события Вам
представляются наиболее важными?
- В центре всей работы российской дипломатии в соответствии с указаниями
Президента Д.А.Медведева находятся достижение конкретных и понятных
нашим гражданам результатов, содействие комплексной модернизации страны,
переводу ее экономики на инновационные рельсы. Надо сказать, что
развитие международных отношений в уходящем году в целом
благоприятствовало успешному решению этих задач. В том числе под
воздействием кризисных явлений в мировой экономике и финансах повсюду
укреплялось осознание безальтернативности коллективных подходов к
ключевым глобальным и региональным проблемам, поиска солидарных ответов
на общие для всех вызовы. Эти тенденции, настраивавшие всех на
прагматическую волну, отказ от идеологических предрассудков времен
"холодной войны", отражались в деятельности различных многосторонних
механизмов – ООН, "Группы двадцати", "восьмерки", БРИК, ШОС и других
структур.
Среди наиболее значимых итогов 2010 года – комплексное укрепление
интеграционных процессов на пространстве СНГ на прагматической основе
общих для наших стран модернизационных императивов. Содружество было и
остается для нас приоритетным вектором внешней политики. Выполняя
функции председателя в СНГ, Россия способствовала повышению
эффективности Содружества во всех сферах его деятельности. Итоги
насыщенной и плодотворной работы на этом направлении подвели
состоявшиеся в декабре в Москве четыре саммита – СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и
Таможенного союза.
Прорывное значение имел запуск в июле формирующегося в рамках ЕврАзЭС
Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Сделан важный шаг и к
следующему интеграционному этапу – Единому экономическому пространству
"тройки" (ЕЭП) со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей
силы, открытому для присоединения других государств. Крупный вклад в
эту совместную работу внесла декабрьская встреча глав трех государств, в
ходе которой был утвержден пакет международных договоров, составляющих
правовую основу ЕЭП. Он должен вступить в силу с 1 января 2012 года. В
итоговой Декларации Московского саммита подчеркнуто, что начало
функционирования ЕЭП придаст новый импульс развитию боле тесной
интеграции, сближению экономик государств – участников в целях ускорения
социально-экономического прогресса трех стран, повышения благосостояния
их народов. Развивая ТС и ЕЭП, страны движутся к созданию Евразийского
экономического союза в целях обеспечения гармоничного,
взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами,
международными экономическими объединениями и Европейским союзом с
выходом на формирование общего экономического пространства.
Подтвердилась востребованность ОДКБ как ключевой структуры коллективной
безопасности в регионе СНГ. Продуктивными результатами
охарактеризовалась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ в
декабре. Приняты изменения в базовые документы Организации, которые
повысят ее эффективность, в том числе в кризисных ситуациях.
Укреплению здоровых тенденций на пространстве Содружества способствовала
позитивная динамика нашего взаимодействия с Украиной. Новая политика
украинского руководства по отношению к России позволила сформировать в
двусторонних отношениях деловую и доверительную атмосферу
взаимовыгодного сотрудничества, выйти на весомые конкретные результаты.
В целом можно говорить об оздоровлении ситуации в мире на фоне
активизации процессов формирования новой полицентричной международной
системы. В основе этих перемен лежит смена парадигмы международных
отношений с конфронтационно-конфликтной на основанную на сотрудничестве.
Наиболее ярко это проявлялось на евроатлантическом пространстве, где
были осуществлены шаги в направлении выстраивания партнерства,
основанного на принципах неделимости безопасности, взаимного доверия,
транспарентности и предсказуемости. Президент Д.М.Медведев принял
участие в саммите Россия-НАТО в Лиссабоне, а также в саммите ОБСЕ в
Астане, который состоялся впервые после 11-летнего перерыва.
Существенным позитивным фактором развития обстановки в Евро-Атлантике и в
мире в целом стало поступательное развитие российско-американских
отношений. В апреле лидерами двух стран был подписан Договор о мерах по
дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных
вооружений, призванный стать фундаментом устойчивого и предсказуемого
развития российско-американского взаимодействия в стратегической сфере,
заложить стандарт равноправного сотрудничества, основанного на взаимной
выгоде и учете интересов друг друга.
2010 год был отмечен активным укреплением взаимодействия России с
государствами и объединениями Азиатско-Тихоокеанского региона.
Беспрецедентно высокого уровня достигло российско-китайское партнерство,
широким фронтом развивалось сотрудничество с Индией, а также с
Республикой Корея, Сингапуром, Японией, Австралией, Новой Зеландией,
другими странами региона, призванное способствовать реализации
приоритетов технологической модернизации России.
Разумеется, мы далеки от того, чтобы рисовать себе международную
ситуацию исключительно в розовом цвете. Для этого, к сожалению, пока нет
оснований. В мире еще немало сил, которых по тем или иным причинам не
устраивает снижение спроса на конфликтность, которые боятся сделать
решительный шаг из прошлого в будущее. Мы видим, что попытки развернуть
мировую политику вспять предпринимаются и в США, и в некоторых
европейских государствах. Растет напряженность на Ближнем и Среднем
Востоке, на Корейском полуострове и в более широком регионе Восточной
Азии. В этом контексте особое значение имел тот политический сигнал об
императивности формирования объединительной, позитивной повестки дня,
который несли в себе торжества в связи с 65-летием Победы над фашизмом,
мероприятия, посвященные 65-летию окончания Второй мировой войны на
Дальнем Востоке.
- На каких направлениях МИД намерен сосредоточить усилия в предстоящем году?
- Главная задача российской дипломатии будет заключаться в закреплении
тех позитивных тенденций в международных делах, о которых я говорил в
ответе на первый вопрос. Исходим из того, что это отвечает интересам
всех ответственных членов мирового сообщества и полностью согласуется с
курсом России на создание благоприятных внешних условий для
всестороннего развития нашей страны.
В то же время очевидно, что позитивный разворот в евроатлантической
политике не может рассматриваться как нечто необратимое, успех этого
процесса не гарантирован. Как подчеркнул Президент Д.А.Медведев в
Послании Федеральному Собранию, критически важным будет то, удастся ли
достичь согласия о полноценном сотрудничестве России и
Североатлантического альянса в создании европейской ПРО. Роль
катализатора в усилиях, направленных на создание в Евро-Атлантике
единого пространства мира и безопасности, будет и далее играть
российская инициатива заключения Договора о европейской безопасности. Мы
убеждены, что время этого договора рано или поздно придет.
Намерены всемерно содействовать укреплению модернизационных партнерств,
призванных способствовать ускорению инновационного развития России. Как
подтвердил состоявшийся в начале декабря очередной саммит Россия-ЕС,
существует значительный потенциал расширения сотрудничества с
Европейским союзом, в том числе в рамках реализации соглашения
"Партнерство для модернизации". Важнейшим внешним источником
модернизации российской экономики является глубокое разветвленное
взаимодействие с ведущими государствами Европы, прежде всего Германией и
Францией. Одним из ключевых ориентиров нашего взаимодействия с ЕС
сегодня остается упрощение визового режима с перспективой его полной
отмены.
Россия продолжит вносить весомый вклад в урегулирование конфликтных
ситуаций в различных регионах, обострение которых способно нанести
серьезный ущерб международной безопасности и стабильности. Речь в первую
очередь идет о положении в Афганистане и Пакистане, на Корейском
полуострове, вокруг иранской ядерной программы, задаче восстановления
мирного процесса на Ближнем Востоке, прежде всего
палестинско-израильских переговоров.
Готовы развивать долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество со всеми
партнерами, кто в этом заинтересован, в том числе со странами Латинской
Америки и Африки.
Особое значение будет иметь солидарный поиск ответов на трансграничные
угрозы и вызовы. В частности, продолжим усилия по продвижению выдвинутой
Президентом России инициативы создания международного механизма для
предотвращения и ликвидации последствий катастроф на морском шельфе.
В нашей работе намерены укреплять связи с экспертным сообществом и
институтами гражданского общества. Именно в этих целях в соответствии с
распоряжениями Президента Российской Федерации идет становление Фонда
поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова и Российского совета
по международным делам.
- Насколько опасно затягивание с ратификацией нового Договора о СНВ
для продолжения "перезагрузки" отношений России и США, а также для
разоруженческих и нераспространенческих процессов в мире в целом?
В американских СМИ высказываются предположения, что в случае отказа
Сената ратифицировать этот документ Россия может пересмотреть свою
позицию в поддержку санкций в отношении Ирана, сотрудничества с
международными силами в Афганистане и в целом пересмотрит курс на
нормализацию отношений с США. Так ли это?
- Разумеется, мы внимательно отслеживаем прохождение нового Договора о
СНВ через Сенат США и знаем о тех трудностях, которые возникли в этой
связи у Администрации Б.Обамы. Видим мы и то, как активно работают
представители Администрации, добиваясь ратификации Договора
американскими законодателями. Надеемся, что эта работа увенчается
успехом и сенаторы проявят ответственный подход, поддержав ДСНВ. Однако
каким-либо образом вмешиваться в процесс рассмотрения Договора на
Капитолийском холме мы не собираемся – это вопрос внутренней политики
США.
Со своей стороны, могу лишь вновь подчеркнуть, что разработанный на
строго паритетной основе ДСНВ, на наш взгляд, полностью отвечает
национальным интересам России и США. Он не может быть вскрыт, стать
предметом новых переговоров. Более того, его вступление в силу и начало
полномасштабной реализации будут способствовать укреплению
стратегической стабильности, международной безопасности, режима
нераспространения ядерного оружия, а также расширению процесса
многостороннего ядерного разоружения. И это не только наше мнение - с
призывом ратифицировать ДСНВ уже выступили десятки государств, включая
союзников США по НАТО. По сути, мы можем говорить о международном
консенсусе в поддержку данного соглашения.
Не менее важное значение ратификация ДСНВ имеет и для
российско-американского диалога, который в этом случае получит мощный
импульс для дальнейшего поступательного развития. Однако я бы не стал
ставить судьбу наших двусторонних отношений в прямую зависимость от
исхода ратификационного процесса по Договору. Ядерное разоружение – хотя
и одна из ключевых, но далеко не единственная сфера нашего
сотрудничества с США, носящего куда более многогранный характер. В этом
как раз и заключается существенное отличие от прошлых лет, когда
российско-американские отношения "вращались" в основном вокруг
традиционных вопросов контроля над вооружениями.
За прошедшие два года президентства Б.Обамы мы проделали огромный путь и
сумели существенно обогатить палитру наших двусторонних отношений за
счет активизации экономических, научно-технических и гуманитарных
связей. Нам также удалось выйти на подлинно партнерский диалог в решении
многих международных проблем, таких как ситуация в Афганистане, на
Ближнем Востоке, иранская ядерная программа. Немало было сделано и в
области совместной борьбы с терроризмом и распространением ОМУ.
Не хотелось бы говорить о негативных сценариях. Рассчитываем на
завершение ратификационных процедур в ближайшее время. В том, что
касается ратификации ДСНВ, будем действовать синхронно и симметрично с
американской стороной.
Вторая часть Вашего вопроса исходит из презумпции беспринципных разменов
в международных делах. Понятно, что такой цинизм подпитывает содержание
документов, публикуемых "Викиликс". У российской дипломатии
многовековые традиции служения Отечеству, интеллектуальной честности и
уважения к партнерам. Для нашей дипслужбы нравственные заветы никогда не
были личным делом. В этом смысл отмечаемого ежегодно Дня
дипломатического работника. Могу заверить, что внешняя политика России
строится на основе четких, понятных и широко разделяемых в международном
сообществе принципов прагматизма, открытости, неконфронтационного
продвижения национальных интересов, многовекторной, сетевой дипломатии.
Они закреплены в нашей Внешнеполитической концепции 2008 года. Ситуация в
мире с тех пор изменилась, но принципы остаются. Именно они определяют
наши подходы к конкретным международным проблемам.
Источник: http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=20314 |
Категория: Интервью | Добавил: Egoriy (25.12.2010)
| Автор: Интерфакс
|
Просмотров: 1043
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
---
Украинская Баннерная Сеть
Украинская Баннерная Сеть
-->
-->
-->
|