Заместитель министра экономического развития России Олег Фомичев рассказывает о понуждении госкомпаний к инновациям
Олег Фомичев
Фото: РИА Новости
— Пока программы инновационного развития госкомпаний далеки от совершенства. Будет ли государство и дальше развивать эту тему?
— Мы уже работаем над этим. Ряд решений принят на правительственной
комиссии в начале нынешнего года. В частности, поставлены задачи,
во-первых, по более жесткой увязке ПИР со стратегиями развития компаний,
а во-вторых, по привязке заложенных в ПИР ключевых показателей
эффективности к вознаграждению менеджеров.
Отчеты по ПИР идут не только к нам, в Минэкономразвития, но и в
профильные органы федеральной исполнительной власти. И заключения,
которые мы получаем от последних, зачастую носят весьма осторожный и
даже отрицательный характер. Минобрнауки, например, проведя собственную
проверку тех разделов ПИР, где говорится о сотрудничестве госкомпаний и
вузов, дал больше 70 процентов отрицательных заключений. Сейчас мы
передаем эти и другие материалы госкомпаниям, чтобы они самостоятельно
провели доработку своих программ. На осень у нас запланирован большой
«разбор полетов» на Совете по модернизации, где будет рассматриваться
вопрос о ходе реализации ПИР и их совершенствовании.
— Далеко не у всех госкомпаний есть стратегии развития. Как же они будут их увязывать с ПИР?
— Это серьезная проблема. Проблема, на которую мы изначально
указывали. Но на самом деле нам кажется, что теперь, когда у госкомпаний
есть ПИР, они могут стать хорошей базой для разработки корпоративных
стратегий. Если в рамках подготовки ПИР госкомпании оценили состояние
своей технологической базы и конкурентоспособности, то у них уже есть
скелет, чтобы потом вокруг него наращивать корпоративную стратегию.
— Получается немного задом наперед…
— Да, задом наперед — методологически, наверное, это неправильно. Но с
другой стороны, в этой ситуации есть свои плюсы. Если первым
стратегическим документом компании была ПИР, это создает условия для
закрепления инновационных подходов в культуре корпоративного
планирования. Поэтому, даже если в течение ближайших пяти лет
госкомпании сосредоточатся на модернизации своей технологической базы,
выстроив вокруг этого соответствующую корпоративную стратегию, это будет
уже позитивный результат. Так как для данного круга компаний
технологическое отставание — одна из наиболее острых проблем.
— Есть еще одна проблема — взаимодействие крупных
госкомпаний с малыми и средними предприятиями через участие последних в
реализации ПИР. В ходе Форума русских инноваций нам так и не удалось
получить от представителей крупного бизнеса ответ на вопрос, как они
собираются выстраивать эти отношения. Сегодня у них нет ни
краткосрочных, ни среднесрочных планов на этот счет. Как государство
планирует решать эту проблему?
— Этот вопрос, наверное, нужно рассматривать в динамике. Еще год
назад такие вопросы им вообще никто не задавал. И то, что сегодня далеко
не все госкомпании способны сформулировать ответы на них, это, конечно,
плохо. Но это не «ужас, ужас, ужас». Если говорить о практической
стороне дела, то сейчас мы сосредоточились на том, чтобы объяснить
компаниям, чего, собственно, мы от них ждем в этой части инновационного
развития. Механизм тот же, что и в случае с другими темами ПИР:
заключения, официальные отзывы профильных министерств, агентств.
Компаниям четко дают понять, что они тут недоработали, мы это знаем и не
отстанем, пока они, во-первых, не доработают свои ПИР, а во-вторых, в
соответствующие сроки не отчитаются в том, что реально было сделано. К
тому же сейчас идет создание корпоративных венчурных фондов. Не скажу,
что сделано уже много, но старт дан. И это тоже позитивный результат.
Работа этих структур, созданных в сотрудничестве с РВК или другими
аналогичными компаниями, позволит на практике реализовать модель
открытых инноваций. Наиболее активно сейчас в этом направлении ведется
работа в «Ростехнологиях».
Источник: http://expert.ru |