Понедельник, 18.11.2024, 09:20
TECH-INFORM
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Разное [30]
Русские экономисты 19-20 вв. [3]
Интервью [16]
Цитатники [2]
Форма входа
Наш опрос
Вас интересуют вопросы трасфера технологий?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Украинская Баннерная Сеть

Главная » Статьи » Разное » Интервью [ Добавить статью ]

Форсайт: обзор исследований и достижений
Использование методик Форсайта давно вышло за рамки отдельных отраслей, регионов и стран. Об успешных проектах на международном, страновом и корпоративном уровне – директор Форсайт-центра ГУ-ВШЭ Александр Соколов, эксперты Центра Олег Карасев и Сергей Шашнов

– Насколько методы Форсайта распространены в мире? Вошел ли он в практику как один из способов прогнозирования будущего?

 

– В разных странах Форсайт основывается на различных методологических и организационных принципах. Общим является вовлеченность общественных сил в обсуждение и сопоставление долгосрочных прогнозов, стратегий развития, выработку комплексного видения будущего и согласование путей его достижения. Форсайт используется во многих странах мира, причем не только развитых, но и развивающихся. Богатый опыт в этой сфере накоплен в Японии, Великобритании, Германии. На регулярной основе проводятся исследования в Китае, Корее, ЮАР, странах Латинской Америки. В Колумбии, например, насчитывается более 60 Форсайт-проектов. Число проводимых исследований в мире сегодня исчисляется тысячами. Европейская программа мониторинга Форсайт-проектов (European Foresight Monitoring Network, EFMN) охватывает более 2000 различных исследований, которые проводятся на международном уровне, на уровне стран, регионов, отраслей, корпораций.

Какие Форсайт-проекты на уровне стран Вы считаете успешными?

С.Шашнов– Большая часть проектов на уровне стран реализуется в сфере науки и технологий (S&T). Следует назвать пример Японии, где долгосрочный прогноз, построенный с использованием широко известного сегодня метода Дельфи, был впервые опубликован в 1971 г. Такие прогнозы осуществляются раз в пять лет, в настоящее время идет подготовка девятого прогноза. С течением времени развивается и методология Форсайта. Если первые проекты проводились по одной и той же схеме, включающей стандартный набор тем для экспертного опроса, то современный японский Форсайт – это целый спектр разных методов, включающий систему дорожных карт, а также сопоставительные исследования.

Другой яркий пример – Великобритания, в которой методы Форсайта начали активно развиваться в начале 1990-х. Программа Форсайта в этой стране прошла уже два цикла в 1994 – 1999 гг. и 1999 – 2002 гг., а в настоящее время начат третий. Первый цикл был направлен на оценку перспектив сферы  науки и технологий. Второй цикл ориентирован на  решение ключевых проблем общества: стареющее население, профилактика преступности и др. Третий цикл затрагивает небольшое число специфических проблем, таких как киберпреступность или инфекционные болезни, при этом одновременно реализуются 5-6 проектов.

На сегодняшний момент Великобритания – один из мировых лидеров в области Форсайта. Форсайт-центр ГУ-ВШЭ имеет соглашение о сотрудничестве с Манчестерским институтом инновационных исследований, одним из ведущих мировых исследовательских центров в этой сфере.

Говоря об успешных Форсайт-проектах Великобритании, стоит отметить программу по защите побережья от наводнений и эрозии берега. Форсайт в этой области, несмотря на изначально скептическое к нему отношение, оказался очень востребованным после сильных наводнений нескольких последних лет. Сейчас он используется как основа долгосрочного стратегического планирования в данной сфере.

В Великобритании развит образовательный Форсайт. Каким образом достигается распространение информации среди молодежи?

– Британский опыт в этой сфере очень интересен. В рамках этого проекта устраиваются, например, соревнования между учениками из одной или нескольких школ. Формируются команды из 6 школьников 12-13 лет, которым предлагается определенное задание, например: каким образом превратить посещение магазина из мучения в удовольствие, или как может развиваться индустрия моды. Каждой команде даются  виртуальные 200 фунтов и список предметов и услуг, которые они могли бы «купить»: консультации специалиста, карандаши, доступ в интернет и т.д. Участники соревнования предлагают разные идеи, связанные с поставленной задачей.  

В итоге возникает множество интересных идей. Например, в соревновании на тему посещения магазинов школьники советовали иначе организовать пространство для размещения товаров, встроить в тележку сканер штрих-кода товаров, чтобы покупатель всегда мог рассчитать общую сумму своих покупок и понять, хватит ли на них денег, и многое другое. Участники делают презентации своих разработок, а команда-победитель получает приз в размере «настоящих» 2000 фунтов, на который можно купить, например, компьютер для школы. Тех, кто одержал победу на региональных состязаниях, приглашали работать в различные компании – генерировать свежие идеи, касающиеся развития бизнеса. Многие из таких идей были воплощены в жизнь.

– Что вы можете сказать о США, которые являются одним из лидеров по развитию научной сферы?

– Форсайт в США включает в себя не только анализ технологий и тех тенденций в своей стране, но и исследование  возможных политических решений в других странах, которые могут повлиять на развитие США, а также на ситуацию в мире. Именно в США – в корпорации РЭНД – был разработан метод Дельфи, начаты исследования критических технологий на национальном уровне. В настоящее время проводится много работ по новым направлениям. Например, был создан специальный Форсайт-институт для изучения проблем нанотехнологий, в рамках которого разрабатываются дорожные карты для отдельных направлений использования нанотехнологий.

– Можете вы ли привести примеры успешной кооперации среди стран в области Форсайта?

А.Соколов– Можно назвать целый ряд примеров успешных международных Форсайт-проектов. Так, среди проектов последних лет заслуживает внимания Форсайт реки Дунай. Исследователи из стран, по территории которых протекает река, объединились для того, чтобы обсудить общие проблемы, как сделать реку чистой.

В Латинской Америке проведен проект по рыболовству и рыбной промышленности для стран, которые выходят на побережье Тихого океана. Предложения, разработанные при участии экспертов, были рассмотрены на государственном уровне, ряд мер по их решению уже принят.

В Румынии, Сербии и Венгрии реализован проект по решению проблем малых населенных пунктов в приграничных областях. Его участниками были не только эксперты, но и население. В результате проекта были решены вопросы посещения родственников в соседних селах, находящихся за границей, упрочения культурных контактов, да и просто поездок за покупками в соседнюю страну, поскольку часто нужные магазины,  расположенные за границей, в десятки раз ближе, чем «свои».  

Успешным оказался также совместный проект трех малых стран, вступавших в ЕС – Кипра, Мальты и Эстонии. Несмотря на значительные различия, страны имели схожие проблемы. Их совместное обсуждение позволило лучше понять, как малым странам следует себя позиционировать в Евросоюзе.

– Развивается ли Форсайт на уровне бизнеса?

– Форсайт активно применяется не только на уровне государства. Он очень востребован в сфере бизнеса. Примеров тому множество. Так, в компании Daimler существует группа экспертов, занимающаяся прогнозированием будущего. Проект по созданию нового автомобиля начинается не с решения технических или дизайнерских вопросов, а с попытки составить общее представление о жизни человека в будущем. Эксперты пытаются определить, каким будет стиль жизни людей через 10-15 лет, как будут развиваться их потребности.

Разработчикам автомобиля важно понимать, чем будет отличаться поведение потребителя сегодня и в будущем – будут ли люди больше ездить на автомобиле или ходить пешком, предпочтут ли они город или деревню, будут ли путешествовать на автомобиле за границу. Составляя портрет будущих покупателей, Форсайт позволяет более четко определить, какой автомобиль в большей степени будет отвечать их запросам, какие новые функции в нем должны быть реализованы.

Широкую известность получили прогнозы компании Shell. Используя методы Форсайта, специалисты этой компании строят прогнозы развития рынка энергетики на 15-20 лет вперед. К этой же сфере относятся прогнозы Международного энергетического агентства (МЭА). Они основаны на нескольких возможных сценариях развития событий, что позволяет, в свою очередь, выявить наиболее эффективные для них технологические решения. Сценарии могут отличаться, например, уровнем выброса углекислого газа в атмосферу. Согласно одному сценарию, выбросы CO2 будут находиться на уровне начала столетия.  По второму сценарию их уровень снизится, а по третьему – будет расти, одновременно будут приниматься меры по его уменьшению.

– Могут ли методы Форсайта принести пользу в социальной сфере?

О.Карасев– Ярким примером социально-ориентированного Форсайта может служить германский проект Futur. Изначально концепция германского Форсайта основывалась на японском подходе (прогнозе по методу Дельфи, о котором мы упоминали выше). Темы и вопросы исследования были переведены на немецкий язык и предложены для анализа национальным экспертам. С одной стороны, такой подход позволил сопоставить результаты экспертных оценок, данных специалистами двух стран. С другой стороны, он не был лишен недостатков. Среди них – объективные различия в системе приоритетов: например, ряд тем, затронутых в японском варианте опроса, был связан с проблемами, неактуальными для европейских стран (цунами, землетрясения).

Отталкиваясь от многолетнего опыта, накопленного в ходе построения японских прогнозов, впоследствии в Германии были разработаны собственные, оригинальные подходы к проведению национального Форсайта. В программу Futur были заложены новые принципы, учитывающие социальные нужды и цели развития науки и технологий. Следует особо отметить, что немецкие специалисты уделяют большое внимание распространению результатов проекта, их доведению до широкого круга потребителей.

– Что мешает увеличению количества проектов на всех уровнях?

Тому есть много причин. В целом в России недостаточно развита культура анализа возможных направлений развития на долгосрочную перспективу. По нашим наблюдениям, подавляющее большинство российских предприятий не заглядывает дальше, чем на 1-2 года. Да и в целом крайне малое число россиян пытается системно выстроить свой жизненный путь хотя бы на 5-10 лет, исключение составляет, пожалуй, только тот период, когда они осуществляют выбор вуза и места работы. Это во многом связано с традициями, заложенными в СССР, когда возможности личного выбора в огромной степени ограничивались государством.

На эту тему

Другое обстоятельство связано с тем, что Форсайт-проекты – вещь довольно дорогая, и не всегда находятся средства на их проведение. Третий аспект – отсутствие традиций формирования экспертного сообщества. Как уже отмечалось, российские эксперты не всегда осознают ту роль, которую их мнение может сыграть при формировании системы приоритетов национального развития. Мы часто сталкиваемся с нежеланием ведущих ученых и специалистов обсуждать проблемы долгосрочного развития в их области интересов. Тем не менее, тенденции последних лет показывают, что интерес к лучшему пониманию своего будущего, его системному строительству в России постоянно возрастает, к этому приводит сама жизнь.
Беседовала Ирина Елисеева



Источник: http://opec.ru
Категория: Интервью | Добавил: Egoriy (17.07.2012) | Автор: Ирина Елисеева
Просмотров: 1349 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
---

Украинская Баннерная Сеть


Украинская Баннерная Сеть
--> --> --> -->
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz
    Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR