– Каким образом нынешний кризис влияет на Форсайт? Можно ли с его помощью найти меры опережающего регулирования?
– Влияние на будущее развитие кризисных явлений, происходящих в
настоящее время в мировой экономике, оценить очень сложно. Однако уже
сейчас понятно, что ряд изменений произойдет в большинстве секторов
экономики, на рынке труда. Использование методов Форсайта позволяет
сформировать представление о том, какой будет экономика после кризиса, с
учетом мнений широкого круга экспертов из разных областей.
Например,
в настоящее время под эгидой Министерства образования и науки РФ
проходит обсуждение вопроса, какие направления подготовки кадров будут
актуальны для посткризисной экономики. Чтобы эффективно развивать
экономическую систему в дальнейшем, необходимо готовить кадры для нее
уже сейчас. Таким образом, нужно оценить, какие сектора экономики будут
развиваться в будущем наиболее активно, чтобы предложить меры
опережающей кадровой политики.
В рамках проекта, проводимого Форсайт-центром ГУ-ВШЭ по заказу ГК
«Роснанотех», также предусмотрена перспективная оценка навыков, умений
специалистов для разных секторов российской наноиндустрии. Разработку
образовательных программ нужно осуществлять в опережающем режиме, чтобы
обеспечить подготовку кадров, который смогут выйти на рынок труда через
4-6 лет.
– Какие методы в основном используются в практике Форсайта?
– Методология Форсайт включает в себя десятки как
традиционных, так и достаточно новых экспертных методов. Обычно в каждом
из Форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе
которых экспертные панели, Дельфи, SWOT-анализ, мозговой штурм,
построение сценариев, дорожные карты, деревья соответствий и др. Чтобы
получить наиболее полную и адекватную картину будущего, к таким проектам
обычно привлекается большое число экспертов (иногда несколько тысяч).
В последнее время получили развитие достаточно новые методы Форсайта, например, такие как «слабые сигналы» (weak signals),
«джокер» (wild cards) и другие. Метод «слабых сигналов» предполагает
выявление событий, сила влияния которых на будущее развитие
недооценивается, хотя об их существовании известно. «Джокер» – это
маловероятное событие, не привлекающее к себе значительного
общественного внимания, наступление которого может существенно изменить
ситуацию в будущем.
– Форсайт-центр ГУ-ВШЭ активно занимается разработкой дорожных карт. В чем состоит их основной принцип?
– Дорожные карты предназначены для разработки и визуального
представления средне- и долгосрочной срочной стратегии развития
определенной отрасли, продуктовой группы или направления деятельности.
Обычно дорожные карты строятся с использованием нормативного метода
предвидения, который предполагает, что известна конечная цель, желаемое
состояние, которого нужно достичь. Задача дорожных карт – отобразить
оптимальный маршрут или варианты маршрутов, позволяющие прийти к
заданной цели. Временной горизонт дорожных карт обычно составляет от
пяти до пятнадцати лет. При их построении большое внимание уделяется
представлению результатов в максимально понятной форме, доступной для
широкого круга заинтересованных лиц.
Форсайт-центр
ГУ-ВШЭ занимается построением дорожных карт для различных направлений
деятельности. Большое число карт строится в рамках проекта, проводимого
по заказу ГК «Роснанотех». При этом используются не только те подходы,
которые широко известны в мировой практике, большое внимание уделяется
поиску новых методологических подходов. Так, коллективом проекта была
предложена концепция интегрированных дорожных карт, включающих два
взаимосвязанных компонента – технологическую дорожную карту,
показывающую перспективные направления научно-технологического развития в
изучаемой области, и бизнес-карту, которая дает экономическую оценку
этих направлений. Примером реализации такого подхода является карта
«Использование нанотехнологий в производстве светодиодов», разработанная
в пилотном режиме.
Интегрированная карта показывает, с одной стороны, какие направления
научных исследований являются наиболее значимыми, какие технологические
решения могут быть разработаны на их основе, какие перспективные
продукты могут быть созданы в итоге. С другой стороны, такая карта
позволяет оценить рыночные перспективы этих продуктов, возможности
выхода отечественных разработчиков на рынок. Если российские
разработчики занимают лидирующие позиции в сфере научных исследований и
создания конечного продукта, сам продукт ориентирован на значительный и
быстрорастущий рынок, обладает при этом значительными преимуществами по
сравнению с аналогами, такое направление развития может рассматриваться
как приоритетное.
– Каким образом можно распознать, в какой сфере необходимо разработать дорожные карты, к чему это должно привести?
– Для определения этих сфер также могут использоваться разные методы
Форсайта. Так, в рамках проекта, выполняемого для ГК «Роснанотех»,
предложен следующий подход. Области для разработки дорожных карт
определяются по итогам большого экспертного опроса по методу Дельфи.
Цель опроса состоит в том, чтобы выявить наиболее перспективные
направления развития наноиндустрии на средне- и долгосрочный период (до
2030 г.) и разработать на этой основе перечень продуктов, обладающих
наивысшим инновационным потенциалом.
В ходе опроса экспертам предлагается оценить в общей сложности более
тысячи продуктов, сгруппированных по 21 рыночной и 13 технологическим
областям. Список продуктов разрабатывался таким образом, чтобы отразить в
совокупности наиболее характерные тенденции развития основных секторов
наноиндустрии.
Результаты опроса позволят выявить те продуктовые группы, которые имеют,
с одной стороны, наибольшую важность для развития сферы нанотехнологий,
и, с другой, – наилучшие перспективы реализации в России. Для таких
продуктовых групп на следующем этапе будут разрабатываться дорожные
карты.
– В чем состоит основная сложность при разработке дорожных карт?
– Проект по построению дорожных карт весьма трудоемкий,
и в процессе его реализации возникают непредвиденные обстоятельства.
Речь ведь идет не о том, чтобы применить известный метод Форсайта, а о
том, чтобы создать инструмент для поддержки принятия вполне конкретных
управленческих решений. Поэтому принятая в развитых странах
«стандартная» методология дорожных карт потребовала серьезной адаптации.
Наряду
с известным нормативным методом, при котором дорожная карта строится
как маршрут к заданной системе целей, был разработан подход, который
позволяет показать на карте «окна возможностей» – различные пути
развития изучаемой области, приводящие к разным результатам. Построенная
таким способом карта является своего рода «атласом», иллюстрирующим
возможные траектории движения. Карта не навязывает заказчику
определенный путь развития, она позволяет осуществлять осознанный выбор
из ряда альтернатив.
Важной задачей является также интеграция дорожной карты в общий
управленческий процесс. Нужно понять, каково ее место в этом процессе,
какие задачи она должна решать самостоятельно, а где может
использоваться как «входящая информация» для других разработок
(например, для бизнес-планов).
– Как вы считаете, Форсайт спасет мир?
– Эффективный Форсайт возможен только тогда, когда
понятны направления использования его результатов. Форсайт в этом смысле
представляет собой интеллектуальную услугу, качественное выполнение
которой предполагает активное взаимодействие с заказчиком, знание его
реальных потребностей. Форсайт должен инициироваться теми людьми, кто
формирует политику в той или иной области. Они должны четко
представлять, что нужно для разработки стратегии, и занимать активную
позицию при разработке концепции исследования.
Не следует думать, что Форсайт может дать ответы на все вопросы, стоящие
перед государственным органом или компанией. Нужно иметь четкое
представление о том, какое место отводится Форсайту в системе
управления. Во многих странах с началом применения Форсайта возникала
определенная эйфория, которая заем сменялась разочарованием, связанным с
тем, что результаты оставались «на бумаге». Поэтому очень важно, чтобы
за рекомендациями экспертов последовали конкретные дела.
– Что нужно сделать, что Форсайт «работал» на нас?
– Необходимо подготовить квалифицированных специалистов, способных
формировать стратегии долгосрочного развития, и действовать согласно
этим стратегиям. В этом отношении очень важны образовательные программы.
Обучать нужно не только тех, кто проводит Форсайт-исследования, но и
тех, кто применяет их результаты на практике.
Такое обучение должно быть непрерывным и постоянно совершенствоваться.
Методы Форсайта, его организация, направления использования продолжают
развиваться. Если раньше Форсайт представлял собой в основном способ
сбора информации для лиц, принимающих решения, то сейчас он все в
большей степени интегрируется в процесс формирования политики.
– Насколько культура той или иной страны мешает продвижению практик Форсайта?
– Культура проведения Форсайта и участия в такого рода исследованиях
имеет свойство развиваться. Некоторые страны, такие как Япония,
насчитывают почти сорокалетнюю историю проведения масштабных
Форсайт-исследований на общегосударственном уровне. Поскольку результаты
таких проектов используются при принятии важных решений, участие в них
считается почетным и повышает статус экспертов.
России во многом предстоит пройти этот путь. Важно обеспечить понимание
того, что участие в исследовании – это возможность непосредственного
влияния на управленческие решения высокого уровня, способ высказать свое
мнение, которое обязательно будет учтено. И это может быть достигнуто
не только (и не столько) пропагандистскими методами. Гораздо более важно
встроить прозрачные и объективные исследовательские процедуры в сам
процесс разработки политики на самых разных уровнях. Это позволит
вывести культуру Форсайт-исследований на качественно более высокий
уровень.
Беседовала Ирина Елисеева