Гордон
Олливер (Gordon Ollivere) — руководитель компании RTC North Ltd.
(Великобритания), предоставляющей консалтинговые услуги в области
исследований и разработок, бизнес-планирования, технологического аудита,
инновационного развития компаний, управления интеллектуальной
собственностью, маркетинговых исследований и др.
Александр
Соколов — заместитель директора Института статистических исследований и
экономики знаний НИУ ВШЭ, директор Международного
научно-образовательного Форсайт-центра.
Беседа
состоялась после прошедшего в Высшей школе экономики по инициативе
Лаборатории исследований науки и технологий Института статистических
исследований и экономики знаний открытого семинара Г. Олливера «UK Practices of Regional Foresight Studies Aimed at Technology Modernization».
Корр:
Давайте поговорим о предыстории работ по долгосрочным прогнозам. Я
знаю, что впервые они начинались в Японии в 70-х годах. Соответственно,
когда они начинались в других странах и чем эти работы были обоснованы,
почему такое внимание было посвящено прогнозированию?
Г. Олливер:
Форсайт-программа в Великобритании началась в 1990-е, это была одна из
первых национальных программ в этой области после Японии. И начиналась
она в 1993 году с большого Delphi-исследования,
посвященного 16 различным технологическим сферам, которые
рассматривались как ключевые для развития экономики страны.
В
1996-м году программа получила развитие в регионах. Центральное
исследование было организовано Министерством по науке и технологиям.
Важно было, чтобы регионы получили свой опыт прогнозов, относящийся к их
специфике, и таким образом выработали стратегию, каждый свою
собственную.
А. Соколов:
С тех пор форсайт-исследования применяются в десятках стран. По крайней
мере, во всех развитых странах, таких как Германия, Франция,
Великобритания, США. Например, на основе национальных
форсайт-исследований, развиваются Европейские рамочные программы по
развитию науки и технологий. В этом году заканчивается Седьмая рамочная
программа с бюджет свыше 50 млрд. Евро, в следующем году начнется
Восьмая программа. Европа имеет специальную форсайт-платформу, в рамках
которой анализируются формайт-исследования, проводимые по всему миру. В
ее базе данных сегодня — более 2 тысяч проектов. Таким образом, можно
сказать, что масштаб форсайт-исследований поистине огромен.
Г. Олливер:
Хочу добавить, почему для нашей страны было так важно последовать
примеру Японии в форсайт-исследованиях? Я определенно могу сказать, что в
Британии на правительственном уровне было четкое ощущение, что качество
исследований весьма высоко, достаточно много инноваций рождается в
стране, но использование достижений науки и технологий недостаточно
эффективно. Было ощущение, и были соответствующие исследования, что
технологически промышленность азиатских стран, той же Японии,
развивается более быстро. И поэтому необходимо заглянуть вперед, в
будущее экономики, чтобы понять, как лучше использовать технологии.
Думаю, те же обстоятельства были важной причиной для развития
форсайт-исследований во всех западноевропейских странах.
Корр:
Результаты такого долгосрочного прогнозирования делаются для
руководства стран, чтобы на основе их принимались какие-то решения.
Вопрос сформулирую так: в Великобритании ли, у нас ли — наличествует у
руководства страны сформулированная потребность в этих прогнозах, т.е.
понимают ли они, что это важно и используют ли форсайт-исследования в
принятии каких-либо решений?
Г. Олливер:
Думаю, что одна из ошибок, сделанных ранее правительствами — это то,
что они полагали, что форсайт-программы могут быть применены в любой
области. Например, поэтому они и использовали его в 16 ключевых
технологических и промышленных сферах, стараясь покрыть все. Но тренды
недавнего прошлого определялись специфическими сегментами, и важно было
исследовать именно наиболее важные направления для будущего, а не
стараться покрыть всё.
Накануне
у нас была важная встреча, посвященная двум важным вещам в
промышленности. Одна — традиционные отрасли, которые еще не умерли, и
вторая — определение новых технологий, которые заменят собой старые,
уходящие отрасли, такие как нефтяная, газовая, как тяжелая
промышленность.
А. Соколов:
Россия сейчас проходит через третий раунд форсайта. Работа в этой
области началась в конце 90-х, когда был составлен первый список
критически важных технологий. Последний такой список был утвержден
президентом Медведевым в июле этого года. Высшая школа экономики
принимала непосредственное участие в его разработке по заданию
Министерства образования и науки.
В полную силу форсайт-деятельность в нашей стране развернулась в 2007 году, когда прошло первое большое Delphi-исследование,
а также нескольких других. Во втором раунде, начавшемся в 2009-м году,
деятельность была больше сосредоточена на определении ключевых
технологических областей, которые могут принести наибольшую пользу для
общества и экономики.
В
настоящее время начат третий раунд, который больше сфокусирован на
интеграции форсайта в сферу стратегических решений. Не поставке
информации для определения дальнейших решений, а интеграции в сам
процесс принятия решений. То есть форсайт теперь рассматривается как
интегрированный инструмент научно-технологической политики. Это важное
различие. Этот раунд гораздо в большей степени ориентирован на
определение ключевых прорывных направлений в технологиях или отбор из
широкого круга инновационных проектов тех, которые могут быть
реализованы. Лучшим результатом работы должен стать рост
конкурентоспособности российских производителей на базе технологической
модернизации, рост научно-технического потенциала.
Мы,
как и британцы, тоже имеем проблемы с использованием результатов
научных исследований в практике. Это серьезная проблема в России,
поскольку уровень инновационной деятельности у нас в стране последнее
десятилетие стабильно низок и составляет 9-11 процентов. Это доля среди
всех средних и крупных предприятий в стране тех, которые внедряют
технологические инновации. А в Германии, например, это около 60%. Нам
необходимо использовать свои научно-технологические разработки в
промышленности и в социальной сфере гораздо эффективнее.
Г. Олливер:
Хочу отметить еще один момент, эффективность которого, как мне кажется,
была доказана в Британии, когда форсайт-исследования мы перенесли от
правительства к рыночному уровню. Поначалу форсайт-исследования
рассматривались исключительно как инструмент правительственной
стратегии, трудно было заинтересовать в них компании, особенно
действующие на региональном уровне. Большая часть деятельности в области
форсайта, думаю, во всем мире, сосредоточивалась в правительственных и
академических кругах, а в экономических - весьма скромно, даже в крупных
компаниях, не говоря уже о небольших.
Сегодняшний
же тренд состоит в переносе форсайт-активности с правительственного
уровня на рыночный. Дело в том, что национальные правительства больше не
контролируют мировой рынок, ни одно национальное правительство не может
само влиять на развитие мирового рынка. Он стал интернациональным и
зависит от внешних факторов. Поэтому главная цель теперь — исследование
внешних факторов, и, затем, анализ — были ли сделаны надлежащие выводы,
чтобы влиять на ситуацию, так, чтобы даже небольшие компании могли
оценить будущие вызовы, и выбирать соответствующие инновации.
Корр:
Я понимаю, что форсайт — это не прогноз погоды: сделали сегодня
прогноз, а завтра увидели: оправдался — не оправдался. Но все-таки: а)
можно ли как-то и на каком-то временном периоде оценить эффективность
сделанных прогнозов и б) чувствуют ли эксперты какую-то ответственность
за те рекомендации, которые они дают руководству страны, ведь на основе
их рекомендаций идет развитие страны? А учитывая то, что прогноз отнесен
на 30-40 лет, как говорится, «не при нашей жизни», им за это не нести
ответственность.
Г. Олливер:
Есть несколько трудностей в обработке форсайт-данных. Часть из них
базируется на прогнозных оценках, таких, например, как возрастная
структура населения, которая будет меняться в сторону увеличения доли
пожилых людей в Западной Европе и Японии. Здесь мы можем довольно
уверенно сделать определенные заключения на основе имеющихся на сегодня
данных. Но мы также знаем, что могут происходить вещи совершенно
непредсказуемые, мы называем их «wild cards».
Это и крупные стихийные бедствия, войны, какие-то новые прорывные
изобретения, меняющие существующие технологии. Когда такие вещи
произойдут, абсолютно невозможно сказать даже если вы форсайт-гений.
Такой тип форсайта мы квалифицируем как «предвосхищение», что значит, вы
заставляете людей быть более реактивными в составлении их
бизнес-планов. Чтобы они смогли скорее адаптировать, чем корректировать,
свои модели под изменение ситуации.
Еще
один фундаментальный пункт — растущее использование форсайта не только в
экономике, но и в разных сферах общественной жизни. У нас в Британии
есть программа молодежного форсайта — это программа, в которой учащиеся в
школах проводят дискуссии на темы того, что влияет на будущее. Это
заставляет молодых творчески размышлять о том, что влияет на
формирование будущего.
А. Соколов:
Увеличение эффективности форсайта очень важно. Дорога здесь лежит от
информирования политики к ее формированию. Если форсайт будет
интегрирован в процесс формирования политики, он будет гораздо более
эффективным. Конечно, такое повышение его роли весьма сложная задача и
он зависит от того, насколько успешными будут прогнозы. Например, в
Японии: первые исследования прошли в 70-е годы. Теперь мы можем сказать,
насколько точно они предсказали то, что случилось. Можно сказать, что
от 50 до 70% сбылось, не более. Но 100%-ная точность и не является целью
форсайта. В чем разница между просто прогнозом и форсайтом: просто
прогноз предсказывает, что нечто случится в будущем, тогда как форсайт —
это дискуссия между главными игроками, стейкхолдерами о том, что может
быть в будущем. Здесь будущее многовариантно. Ищется некое согласие
между стейкхолдерами о наиболее предпочтительном варианте, устраивающем
большинство игроков. Согласившись в том, какое будущее больше их
устраивает в ближайшие 20-25 лет, они ищут пути, как его достигнуть.
Т.е. мы строим дорогу в это будущее. Вот в этом ключевое отличие между
прогнозом и форсайтом. Последний — это строительство будущего на основе
достижения консенсуса о целях развития и выработка системы совместных
действий по их достижению.
Г. Олливер:
Есть разница между тем, что мы называем «альтернативным будущим» и
«предпочтительным будущим». Обычно мы используем слово «будущее» во
множественном числе, поскольку есть много вариантов будущего. Как сказал
уже Александр, люди, принимающие решения, могут рассматривать различные
сценарии альтернативного будущего и выбирают тот путь, по которому они
предпочитают пойти. Это не значит, что именно по нему они пойдут. Надо
быть весьма аккуратным в выборе предпочтительного будущего, это должен
быть исполнимый, практичный вариант. Пример с Японией. Не помню точно, в
форсайтах 70-х или 80-х годов утверждалось, что биотехнологические
исследования будут развиваться гораздо быстрее, чем информационные
технологии. Но что случилось? Появился Интернет, и все повернулось
иначе. О чем это говорит? Вы можете выбрать предпочтительное будущее,
например, развитие биотехнологий, но вы не должны складывать все яйца в
одну корзину, вы должны быть готовыми регулировать свое предпочтительное
будущее в зависимости от внешних обстоятельств.
Вообще,
очень трудно измерить пользу форсайта на таких долговременных трендах.
Что можно измерить — взяв группу планов, использующих форсайт на
практическом уровне. Моя компания в течение 14 лет работает с малым и
средними компаниями, вводя форсайт-методы в бизнес-планирование. У нас
20-30 компаний. Можно взять эту группу компаний и такую же группу
компаний, не использующих форсайт-методы, сравнить их по каким-то
базовым показателям и тогда оценить, насколько успешна работа по учету
будущего в нашем конкретном случае.
А. Соколов:
Несколько слов о качестве форсайта. Это ведь не четкие советы: делайте
так, и не делайте эдак. Это система раннего предупреждения: такое-то
может случиться, с большей или c меньшей вероятностью.
По
поводу ответственности экспертов. Что я замечаю в России: в случае,
когда эксперты собираются за круглым столом, очень редко они преследуют
собственные интересы. Большинство из них в такой ситуации думают о
государстве, о своей стране. Это очень ответственное поведение. Но что
важно: каждый отдельный эксперт может иметь свое собственное суждение,
которое не всегда окажется соответствующим реальной ситуации. Люди могут
ошибаться. Поэтому важно развивать такие процедуры, которые бы включали
экспертные мнения в систему объективных показателей. Это ключевое
направление методологии форсайта.
Корр:
Если рассматривать наши страны — Россию и Великобританию, где легче,
где удобнее заниматься прогнозированием. Может быть, я ошибаюсь, но мне
кажется, что Россия более непредсказуемая страна, где непонятно, как
повернется вектор развития, учитывая все наши особенности.
Великобритания все-таки достаточно стабильная страна. Есть здесь
какие-то тонкости? Могут ли, например, те методы, и те специалисты,
которые работают в Великобритании, с легкостью работать у нас в России?
Г. Олливер:
Думаю, это верно, что Россия сейчас изменяется очень быстро. Но
принципиальная трудность в масштабах страны. Некоторые регионы огромны и
требуют индивидуального подхода, отдельной политики, и, быть может,
трудно эти решения интегрировать воедино в такой большой стране. В этом
смысле, поскольку Британия много меньше, гораздо проще координировать
программы. Например, регион, которым оперирует форсайт-программа, имеет
население 2 миллиона человек. По российским меркам это очень немного.
Если
говорить о «переводимости» подходов и стратегий с одной почвы на
другую, то это возможно, особенно в двух областях. Первая — британский
опыт в применении форсайта для небольших компаний. Мы делали уже такие
эксперименты и можем сказать, что это может работать. Вторая — это то,
что относится к любым нетехнологическим инновациям: дизайн,
креативность, человеческие навыки, не связанные напрямую с материальным
производством. Если вы имеете дело с некой принципиально новой
технологической сферой, там старых навыков ни у кого не будет. Вам нужны
будут просто умные люди, способные быстро соображать, реагировать. И
здесь очень разнится менталитет в маленьких компаниях и в больших.
А
вообще между нами есть различия и требуются усилия, чтобы научиться
хорошо понимать друг друга. Мы с Александром сотрудничаем уже лет 10, и
все это время учимся друг у друга.
А. Соколов: Мы в прошлом году создали специальный Международный наблюдательный совет нашего Форсайт-центра (International Advisory Board),
в котором есть несколько экспертов из Британии. Глава Совета — Люк
Джорджиу – вице-президент Университета Манчестера. Пару недель назад у
нас была встреча с членами Совета, на которой мы получили глубоко
профессиональную и объективную оценку нашей деятельности. Такие
контакты, информация о лучших практиках и теоретических наработках
исключительно полезна.
Но
и культурные различия определенно имеют место. Например, если вы
разошлете отечественным экспертам вопросник по электронной почте,
достаточно подробный, на заполнение которого должно было бы уйти 2-3
часа, то в лучшем случае получите в ответ всего около 1% ответов. В
Японии, например, эта цифра превышает 30%. Т.е. нам надо искать другие
пути, чтобы включить в нашу работу экспертов, мотивировать их,
организовывать. Но в форсайте вообще нет простых путей. Это всегда
трудности, связанные и с бюджетированием исследования, и с конкретной
страной, и с областью исследования, и с горизонтом исследования. Много
трудностей, которые влияют на организацию процесса форсайта. Но мы
учимся, мы так или иначе стараемся использовать лучшие практики на нашей
почве.