20-06-2012 08:56
В
Удмуртии идет работа над проектом создания «Школы Сколково» в Ижевске,
которая претендует стать «колыбелью» интеллектуальной элиты города и
республики. Быть или не быть Школе Сколково в Ижевске «Udm-Info» рассказал руководитель проекта Михаил Черемных.
- Михаил Петрович, как возникла идея создания Школы Сколково в Ижевске?
- За последние несколько лет в Ижевске
неоднократно проводился экспертный анализ возможных стратегий развития
города. Во время одного из последних «мозговых штурмов» экспертная
группа, в которую входили представители региональной и федеральной
«мыслящей элиты», пришла к выводу, что у нашего города есть два сценария
развития. Первый (негативный) – перейти из состояния провинциального
города в состояние города-периферии, из которого неизбежно будут уезжать
молодые, талантливые, креативные люди. Второй (позитивный) – стать
городом-трансфером технологий. То есть, используя существующие
производственные мощности, высококлассных рабочих, сложившуюся
инженерно-техническую школу, инновационную науку и, что немаловажно,
энергию исторического развития Ижевска, сделать непростой, но
единственно возможный шаг: перестать быть «городом-заводом» и стать
«городом-КБ». Удачные примеры такой стратегической «ставки» городов есть
и в мире, и в нашей стране: Массачусетс, Нью-Дели, Липецк, наконец,
Сколково.
Стоит отметить, что на самом-то деле, в
Ижевске концентрация местных «кулибиных» значительно выше, чем в среднем
российском городе. Однако для них не созданы соответствующие условия.
Поэтому большинство попросту уезжает из республики в крупные города,
чтобы там проявить себя. И проявляют весьма успешно! А наш регион при
этом испытывает катастрофический «кадровый голод».
19 декабря 2011 года были объявлены
результаты международного конкурса на создание развернутых концепций для
проектирования образовательного комплекса нового поколения «Школа
Сколково».
Конкурс проводился при поддержке Министерства
образования и науки Российской Федерации и компании Microsoft. Всего на
конкурс поступило 202 заявки из 47 регионов России и 5 стран ближнего и
дальнего зарубежья. В финал конкурса вышли 26 концепций, из которых
одна была признана победителем конкурса и 12 концепциями-лауреатами.
Концепция проекта «Школа Сколково»,
представленная Межрегиональной тьюторской ассоциацией, соавтором которой
являюсь и я, стала лауреатом конкурса. Концепция-лауреат, содержащая
нетривиальные идеи, предлагающая продуманные механизмы реализации,
получила высокие оценки экспертов.
В конце марта этого года года решением
Правления Межрегиональной тьюторской ассоциации площадкой реализации
данного проекта выбран Гуманитарный лицей города Ижевска.
В настоящий момент в Удмуртии учрежден
Образовательный консорциум «Школа Сколково в Ижевске», сформирована
команды разработчиков, которые начали подготовку детального проекта по
созданию современного образовательного комплекса в УР, включая
разработку программы развития, образовательных программ,
архитектурно-строительной документации, бизнес-планов и юридических
документов.
- Что будет представлять из себя «Школа Сколково»?
- Мы планируем последовать примеру первой и
на сегодняшний день единственной подобной структуры, которая создается в
Подмосковье. «Школа Сколково» - это целый комплекс образовательных,
культурных, спортивных и социальных учреждений, кадровых программ,
лабораторий, конструкторских бюро и т.д. Он (комплекс) будет включать в
себя ступени дошкольного, начального, основного и общего школьного
образования, а также учреждения и программы начального и среднего
профессионального образования. Кроме того, обучающиеся будут иметь
возможность тут же на практике применить полученные знания в
лабораториях и КБ, поучаствовать в семинарах, тренингах, деловых играх и
т.д. Отмечу, что все выпускники смогут при желании поступить в наши
столичные и европейские вузы.
Если говорить о самих методиках обучения,
то главным принципом станет – способствовать личностному развитию детей,
а не учить их по устаревшим педагогическим канонам. Основа всего этого –
работа с личными психологами, тренерами и тьюторами – людьми, которые
будут сопровождать образование каждого ученика, в зависимости от его
индивидуальных склонностей, потребностей и жизненных целей.
- Где планируется построить комплекс учебных заведений «Школа Сколково»?
- На данном этапе идет предпроектная работа,
поэтому говорить об уже определенном месте пока нельзя. Вместе с
архитекторами и градостроителями мы анализируем все возможные варианты,
есть несколько весьма перспективных. Вместе с тем, мы четко понимаем,
что в некоторых случаях придется вносить изменения в Генплан города
Ижевска. Однако, на мой взгляд, это и будет наиболее удачным решением.
- В таком случае необходимо уточнить – за чей счет будет строиться «Школа»?
- Первоначально мы должны получить одобрение
проекта строительства Школы Сколково в Ижевске у руководителей
муниципальной и региональной власти. А они пока думают. В случае если
проект будет одобрен и будет выделена какая-то определенная сумма, точно
такой же объем софинансирования предоставят предприниматели, с которым
переговоры уже проведены. Есть также намерение и предварительное
согласие инвесторов из-за пределов нашего региона, в том числе и
иностранных. Таким образом, Школа Сколково, в которой по предварительным
подсчетам будут обучаться около полутора тысяч детей и подростков,
фактически станет инвестиционным проектом частно-государственного
партнерства.
- Каким образом будут отбираться
преподаватели в учебные заведения в рамках «Школы Сколково»? Не секрет,
что сейчас республика испытывает «кадровый голод» в этой сфере…
- На следующей неделе совместно с Институтом
повышения квалификации и переподготовки работников образования УР мы
проводим учебные курсы для педагогических команд республики. Уже подано
более 240 заявок на участие на этих курсах. За 6 дней совместной работы
мы планируем составить свой рейтинг лучших специалистов и
«рекрутировать» для будущей Школы Сколково 30 учителей, 30 тьюторов и 30
управленцев-менеджеров сколковских проектов. Далее в течение года для
этих специалистов будут проведены стажировки, практические занятия,
тренинги, проектные сессии, в результате которых сложится кадровое ядро
Школы. Не исключен также вариант приглашения преподавателей из других
регионов и даже других стран, в случае, если в Удмуртии подходящих
специалистов мы не найдем.
По словам Михаила Черемных,
создание «Школы Сколково» в Ижевске – это, пожалуй, единственный способ
вывести город на качественно новый уровень. Если город упустит эту
возможность, то вполне вероятно превратится в «периферию». При наиболее
удачном раскладе, «Школа» появится в Ижевске в ближайшие два года.
Также
в число регионов-лауреатов попали: Пермский край, Республика Татарстан,
2 школы из Москвы, Красноярский край, Самарская, Томская,
Новосибирская, Тамбовская, Свердловская и Мурманская области.
Автор: Udm-info.ru
|