Понедельник, 23.12.2024, 22:42
TECH-INFORM
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Финансирование инновационных проектов [6]
Инновационное развитие [17]
Информационное общество [7]
Идеи для бизнеса [3]
Форма входа
Наш опрос
Вас интересуют вопросы трасфера технологий?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Украинская Баннерная Сеть

Главная » Статьи » Инновационные проекты » Инновационное развитие [ Добавить статью ]

Проблемы инновационной политики в условиях реформирования экономики




Макаренко Игорь

Сегодня нас уже не удовлетворяют такие определения инновации, как "разработка и внедрения нового товара”, "...новой технологии”, "...новых методов управления и т.д. Факты, заставляют говорить об инновации, как о нелинейном системном процессе, который подобно аттрактору "притягивает” к себе инновационные и традиционные производства, создает социальные, политические и институциональные формирования, эволюционируя вместе с ними.

Инновация - процесс, в котором материализуется время - фактор качественного перехода системы от одного состояния к другому. Противоположностью Инновации является Традиция.

Традиционная экономика формирует неоднозначную основу для инновации. С одной стороны она финансирует начальную фазу инновации, а с другой стороны создает силу сопротивления инновационному процессу через традиционный институционализм. Противоборство инновации и традиции вызывает цикличность в эволюционном пространстве развития экономики и общества в целом. Если силы сопротивления оказываются сильнее инновации, возникают катаклизмы или застойные явления  в обществе.

Сопротивление формируются не только традиционной экономикой, но и всем институциональным комплексом, в том числе и тем, который отвечает за развитие инновации: официальной наукой, традиционным образованием, выбором приоритетов и коммерциализации интеллектуальной собственности, системой финансирования научных разработок и инвестиционных проектов, а также системой постоянных в обществе правил и традиций.

Успех инновационного процесса не является гарантией успешности дальнейшей инновационного политики. В том случае, если инновация преодолевает силы сопротивления, в следующий период традиционная экономика, весь традиционный комплекс принимает ее - инновация переходит в другое качество, она перестает быть инновацией, "становится на сторону” традиционализма, усиливая его своим потенциалом. Отсюда, инновационная политика требует наличие стратегии – готовности к переходу с гребня одной инновационной волны на гребень второй. Это волновое свойство цикличности инновации предъявляет особые требования к предварительной подготовке этих волн инновационной активности,  с одного стороны, и соответствующего искусства инновационной политики - с другой.

Существует несколько отрицательных сценариев развития, когда инновационный процесс осваивается частично традиционным капиталом. В таком случае происходит усиление сопротивления реальному инновационному процессу, его торможение. Как правило такая ситуация возникает из-за слабости традиционной экономики, когда она не в состоянии выдержать финансовую нагрузку всего инновационного процесса. В таком случае инновационный процесс требует особой поддержки, которая выражается в комплексном влиянии и на инновацию, и на традиционализм.

Как показывает опыт стран-мировых лидеров, наиболее эффективным инструментом  такой поддержкой являются Национальная инновационная система (НИС). НИС представляет собой не только благоприятную для инновации институциональную среду, ибо только в рамках НИС органически объединяются все составные части инновации  (наука, образование, система финансирования научных разработок и опытно-конструкторских работ, система коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности). Но, что самое главное, в рамках НИС эффективно реализуется вся мощность государственной финансовой поддержки фундаментальных научных исследований,  а также возможность осуществления финансирования частными финансовыми и нефинансовыми корпорациями.

Поэтому инновационная политика может рассматриваться как стратегия или набор стратегий реализации инновационных приоритетов в рамках национальных инновационных систем.

Национальная инновационная система является важной предпосылкой для успешного возрождения национальной экономики, ее адаптации к условиям международной конкуренции. 

В случае выбора Украиной стратегии на достижение качественных и количественных показателей европейских лидеров, такой выбор политики должны стать безальтернативным.

Тем не менее, в Украине остается нерешенным комплекс проблем, которые препятствуют быстрому переходу экономики на эффективную инновационную политику.

К этим проблемам, в частности, относятся:

-         нарушение во время трансформационного спада 90-х гг. инновационного потенциала общества, которое выразилось в катастрофическом уменьшении доходов и, соответственно, потоков капиталов субъектов хозяйствования; упадке на этой основе крупных научных и  научно-промышленных комплексов, которые не восстановили свой потенциал и к настоящему времени;

-         отсутствие действенного механизма определения национальных инновационных приоритетов;

-         отсутствия развитого рынка прогнозов технологического развития, а также формирование чрезмерно широкого спектра приоритетов, в том числе и, охватывающих традиционные области экономики;

-         отсутствие соответствующего финансирования фундаментальных научных исследований со стороны государства;

-         упадок военно-промышленного комплекса и соответствующего машиностроения;

-         низкий уровень реальных доходов населения, что отражается на сужении базы кредитных ресурсов, а также на сужении внутренних рынков из-за низкого уровня потребления;

-         несовершенство налоговой системы, которая исключает стимулы для осуществления инновационной деятельности;

-         недостаточная развитость инфраструктуры денежных рынков, которая не оказывает содействия инновационной деятельности;

-         деформированность общенационального денежного рынка, что выражается в недостаточном денежном предложении и отражается на высоких ценах кредитных ресурсов;

-         слишком низком уровне монетизации экономики;

-         сверхвысоком уровне трансакционных издержек в экономике в целом, которые складываются из государственных и банковских тарифов (дополнительных комиссионных) на оформление крупных трансакций;

-         практически неурегулированный блок гуманитарных вопросов, который влияет на формирование гражданского общества в части рационализации сознания, отношений и защиты интеллектуальной собственности; чрезмерная централизация в этом вопросе названных институтов в органах государственных власти вызывает самовоспроизведение механизма коррупции в широких масштабах;

-         отсутствие действенной стратегии инновационного развития и построения национальной инновационной системы;

-         практически отсутствие понимания экономического смысла конкурентной борьбы за увеличение остатка потребителя, которые имеют решающее влияние на развитие фондового рынка и потребления высокотехнологических товаров долговременного использования;

-         неразвитость фондового рынка;

-         непонимание природы инновации как системного процесса, что выразилось в масштабных деформациях инструментов ее реализации и управления, в частности, в использовании СЭЗ, ТПР, Технопарков и т.п., т.е. инструментов управления инновационными процессами, не для усиления инновационного процесса, а наоборот - для воспроизводства традиционного капитала и всего комплекса отношений с ним связанных, что увеличило силы сопротивления инновационному процессу и, конечным итогом, привело к абсурдной их роли (СЭЗ, ТПР и т.д.) в экономике.

 

Незавершенность структурного развития низших технологических укладов, которая не дает возможности эффективно перейти к построению структуры современной экономики, основанной на технологиях, способных кардинально изменить народнохозяйственный механизм, в частности:

-         незавершенность развития сети автомобильных дорог в национальных масштабах, которые отвечают современным стандартам качества;

-         незавершенность телефонизации в национальных масштабах;

-         весьма большая доля аграрного и металлургического секторов в национальной экономике;

-         незавершенность развития муниципального и междугородного транспорта в национальных масштабах;

-         незавершенность автомобилестроительной промышленности, особенно легкового автотранспорта;

-         незавершенность газификации населенных пунктов

-         слабость сферы нематериального производства - сферы услуг.

Нежелательное объединение одновременного функционирования высших и низших технологических укладов становится причиной неэффективного использования ресурсов и отражается на архитектуре финансовых схем,  где доминируют низшие уклады, в частности, в:

-         финансировании научно-технических разработок, где на долю низших укладов (на четвертый и третий) приходится до 70% финансовых ресурсов этой статьи, а на долю высшего (пятого) около 20%;

-         финансировании инвестиций, где на долю низших (третьего и четвертого) укладов приходится до 90% финансовых ресурсов, а на долю высшего (пятого) - лишь восемь процентов;

-         формировании производственных схем финансирования технологического перевооружения и модернизацию оборудования, где на третий технологический уклад приходится более чем 80 % финансовых ресурсов, на четвертый - около одного, а о пятом речь пока не идет.

Неготовность Украины к широкомасштабным инвестиционным процессам:

-         отсутствие многоуровневого структурированного рынка финансов;

-         отсутствие институтов венчурного финансирования, направленных на поддержку разработки и изготовление современных товаров или технологий, которые бы могли обеспечить по данной позиции часть мирового высокотехнологического рынка;

-         незавершенность развития кредитной системы, о чем сигнализируют высокие уровни стоимостей кредитных ресурсов и трансакционных издержек, которые удерживаются в экономике слишком длительное время;

-         слабость бюджетно-финансовой системы, что выражается в несоответствии налоговой политики национальным интересам, а также в несоответствии пропорций финансирования научно-технических целевых программ, которые отвечают национальным интересам, неопределенность приоритетов, что делает эти целевые программы неэффективными;

-         слабость инновационного менеджмента и инновационной инфраструктуры для сопровождения широкомасштабных проектов;

-         практически полное отсутствие СЭЗ, ТПР, технопарков, технополисов и т.п., где бы реально культивировались инновационные проекты, под которыми понимаются проекты шестого и выше его технологических укладов;

-         отсутствие достаточного уровня доверия к существующим институтам со стороны населения и других стран мира;

-         неудовлетворительное состояние бизнесовой и культуры, которая выражается в низком уровне  рациональности сознания, компенсация  слабости последней формирует чрезмерно большие властные вертикали и институты, что снижает эффективность бизнеса и закладывает основу для коррупции;  

-         низкая эффективность регуляторного законодательства, которое наряду с этим угнетает предпринимательскую активность, ведет к чрезмерному росту трансакционных расходов предприятий – включает в себе возможности для роста коррупции;

-         слабость рынка ценных бумаг практически всех его составляющих;

-         отсутствие успешных историй широкомасштабных инвестиционных проектов;

-         задержка общего развития экономики - слишком большая часть сельскохозяйственного сектора в общей демографической и экономической структуре, общее угнетение инноваций традиционной экономикой и традиционными отношениями;

-         слабость академической фундаментальной и прикладной наук из-за их направленности на низшие технологические уклады; общее угнетение современных отраслей науки;

-         отсутствие действенной инновационной стратегии структурной перестройки экономики;

-         отсутствие современных систем финансирования новых направлений науки;

-         нестабильность правового поля;

-         отсутствие действительно инновационных приоритетов.

  Пути преодоления существующих проблем и решения задач ускоренного развития украинской экономики

Важным инструментом реализации ускоренного экономического развития и перехода экономики к эффективной инновационной политике (инновационной стратегии) является современная национальная инновационная система. Для ее построения правительство, наука, образование, промышленность финансовые и не финансовые корпорации должны объединиться в стратегический союз нового типа. Учитывая реалии (доминирование в Украине политических инструментов над экономическими), на первом этапе системным ядром этого стратегического союза, его инициатором должно стать государство с дальнейшим делегированием данной функции науке нового типа.

Инновационная стратегия структурной перестройки экономики предусматривает приоритет инновации как системного процесса в определении направлений развития новых секторов экономики и вывод из оборота устаревших традиционных экономических структур третьего и второго технологических укладов на началах эволюционной экономики, которая предусматривает высочайшее уважение к гуманитарным ценностям, ставит личность в эпицентре инновационных процессов.

Инновационная стратегия структурного развития экономики нового типа

Согласно признакам инновативности, которые характеризуют степень завершенности развития предыдущих технологических укладов, а также наличия  элементов высшего технологического уклада, украинская экономика не может быть отнесена к категории высокоразвитых экономик. Поэтому, с учетом ее нынешнего состояния, инновационную политику можно разделить на три этапа: адаптивный, догоняющий и прорывный.

Первый этап - адаптивный

Необходимость в данном этапе возникает из-за почти полного отсутствия в стране основных технологий и экономических структур, соответствующих высшему технологическому укладу.

На данном этапе инновационная стратегия выстраивается на основе организации производств товаров-инноваций, продукции высшего технологического уклада стран-лидеров, путем их "копирования” с использованием  для этой цели технологической и производственной базы, которая реально имеется в экономике,  на протяжении достаточно продолжительного времени. Индикатором успешности реализации этой стратегии должна стать адаптация традиционной экономической структуры  к новым условиям.

Первый этап, это – политика технологического толчка. Здесь государство само определяет приоритеты экономического, технологического и научного развития, так как они достаточно очевидны в свете позиций мировых лидеров.

Индикатором неуспешности реализации этого типа стратегии будет неполная адаптация традиционной экономики и ее технологий к требованиям инновации из-за многочисленных уступок в пользу традиционных технологий.

Второй этап политики преследует цель догнать мировых инновационных лидеров. На этом этапе инновационная политика преследует цель наращивания мощностей производства нового технологического уклада за счет создания новых ресурсных укладов и содействие развитию соответствующих рынков, или/и временного усиления политического влияния на институциональный комплекс с целью усиления адаптивной способности национальной экономики к инновации, более стремительному достижению позиций мировых лидеров.

Данный этап не предусматривает выхода на мировые рынки с собственным инновационным товаром или технологией, хотя и возможен. Он преследует цель догнать лидеров в мощности производств существующих инновации и конкурентное вытеснение их импорта с соответствующим заполнением национального экономического пространства собственной высокотехнологической продукцией долгосрочного использования.

На данном этапе должно происходить усиление социальной ориентации экономической политики государства с целью компенсации первых отрицательных последствий в социальной сфере, вызванных структурными изменениями экономики.

В этих условиях, государство, задав инновационное направление структурной перестройке экономики, имеет возможность плавно делегировать функции малым, средним и крупным инновационным фирмам, а также профсоюзам для  дальнейшего  завершения структурной перестройки.

Индикатором неуспешности реализации этого типа стратегии выступает невозможность передачи государством регулирующих функций рыночным механизмам без усиления риска возникновения неуправляемых кризисных процессов.

Третий, инновационный этап политики преследует цель создания  принципиально нового высокотехнологического товара длительного использования (радикальной инновации), который не имеет аналогов и выход с ним на мировой рынок (прорыв). Данный этап потребует концентрации всего потенциала стратегического союза, не только финансово-экономического, но и духовного, что невозможно сделать без патриотичного порыва и потому требует привлечения всего гуманитарного национального комплекса и СМИ ради поддержки национальной героики, воспитания патриотов нового постиндустриального типа - "интеллектуальной элиты”. А общенациональный приоритет, который объединяется нацию, становится национальной идеей.

Он требует гибкого сочетания политики технологического толчка, и рыночной ориентации, но предусматривает изменение всего хозяйственного механизма и экономической структуры на основе передовой технологии. Она диктуется уже не столько государством, сколько новообразованной вертикально интегрированной структурой - транснациональной корпорацией - носителем этой технологии, с одновременным усилением политики рыночной ориентации, которая будет предусматривать передачу государством функций определения инновационных приоритетов дальнейшего структурно развития новым рыночным структурам малого и среднего бизнеса.

Инновационная политика социальной ориентации государства на этом этапе уступает местом политике создания новейших форм организации науки и образования путем создания постоянных замкнутых циклов интеллектуального производства, включая полную коммерциализацию его результатов в рыночных условиях. Осуществление государственной поддержки этих потоков и замкнутых циклов должно проходить достаточно продолжительно до полной институционализации защиты интеллектуальной собственности, а также институционализации потоков интеллектуального капитала. После завершения периода институционализации государство делегирует свои функции новообразованному сектору экономики.

Социальные проблемы здесь решаются кардинально другим путем - за счет мощного  влияния передовой технологии на рост уровня жизни населения.

Ключевым содержанием экономической политики относительно структурной перестройки в соответствии с инновационной моделью являются создания  инновационных секторов экономики, которые состоят из инновационных и традиционных производств и которые формируют целостные научно-производственные комплексы, инновационные кластеры, вертикально интегрированные структуры и т.п., в процессе создания инновации-товара или инновации-технологии и их вывода на национальные и международные рынки.

Основным критерием эффективности усовершенствования структуры экономики страны должны стать увеличения доли мировых рынков инновационных товаров, технологий и услуг, которые будет занимать Украина.

По сути говоря, основные приоритеты этого этапа могут достигать эффективной реализации при условии их присутствия  еще в начале первого этапа. Достигается это определение путем организации технологического форсайта.

 Современные механизмы ускоренной реализации структурной перестройки

Для постсоветского институционализма, на фоне которого осуществляются экономические отношения в Украине, по историческим причинам характерным является доминирование политических мер. Этому также способствуют общественные традиции, которые складывались десятилетиями.

Для успешного преодоления отрицательных последствий этой институциональной среды наиболее благоприятным инструментом для формирования основ структурного развития выглядит формирование современной национальной инновационной системы, как целостного научно-производственного комплекса - основы нового технологического уклада. В его состав должны входить следующие компоненты:

-         наука;

-         образование;

-         предпринимательство;

-         механизмы финансирования инноваций;

-         механизмы защиты отношений (интеллектуальной) собственности.


Макаренко Игорь

кандидат экономических наук

Основной научный интерес: инновации и инновационная политика; прогнозирование экономической динамики; экономические циклы; макроэкономика; экономическая история; эволюционная экономика; бюджетно-финансовая и денежно-кредитная политика.

Тема диссертации: «Инновационная политика в кризисной фазе экономического цикла и влияние на нее инфляционных процессов»

Автор более 100-а публикаций, в т.ч. 4-х монографий.

Институт экономики НАН Украины аспирантура 1992 1995 экономика технологических изменений и инноваций
Институт экономического развития Мирового Банка спецкурс 1994 XI-XII 1994  
Стажировка в ФРГ спецкурс 1993 II - IV 1993  

 

Избранные труды:

  • Макаренко І.П., Копка П.М., Рогожин О.Г., Кузьменко В.П. Національна інноваційна система України: проблеми і принципи побудови / За наук. ред. І.П. Макаренка. - К.: Інст. пробл. нац. безпеки, Інст. еволюційної економ., 2007. – 560 с. - укр.; англ.: іл.

  • Макаренко И.П. Национальные инновационные системы: институционализация выбора приоритетов создания инновационных технологий в контексте евроинтеграционных процессов// Рынок технологий: проблемы и пути решения//Материалы II Международной научно-практической конференции. –К.: УкрИНТЭИ, 2004. – с. 192-197. УДК 339:02. ISBN 966-7505-44-8

  • Макаренко І.П., Трофимчук О.М., Кузьменко В.П., Рогожин О.Г., Соловйов В.П., Ворончук М.М. Проблеми становлення інноваційної політики в Україні // За ред. І. П. Макаренка. - К.: "Поліграфконсалтінг”; УІНСіР: Ін-т еволюц. економіки, 2004. – 124 с., іл., табл.

  • Макаренко І.П. Проблеми побудови сучасних інноваційних систем: механізм оновлюючого руйнування // Вісник Київського національного університету технологій та дизайну. Зб. наук праць № 3. - К:, 2003. сс. 155-170, УДК 330.05

  • Игорь Макаренко Экономические кризисы: инструменты прогноза //Антикризисный менеджмент, №8, 2003, с. 8-14.

  • И. Макаренко Инновация и Право: европейский контекст//День, №143 (1644), 16.08.2003 г.

  • Проект Закону України «Про державний борг України” травень 2003 р. офіційний сайт Верховної Ради України (www.rada.gov.ua).

  • Макаренко І.П. Формування державної інноваційної системи в Україні: проблема безпеки національних інтересів//Матеріали науково-практичної конференції "Утвердження інноваційної моделі розвитку економіки України”. – Київ: НТТУ "КПІ”, 2003., с. 406-414. ISBN 996-96213-3-X

  • Макаренко И.П. Макроэкономика: модели и цифры (на примере экономики Украины). -К.: 2002 Институт эволюционной экономики. 142 с.: ил., табл. ISBN 996-7865-20-7

  • Макаренко И.П. Инновация и земельный вопрос// Деловая Украина № 77 (527) 24 10.1997 г.

  • Макаренко И.П. Где же зарыта "кризисная бомба"?.. Инвестиции вне точек экономического роста - дорога в никуда // Деловая Украина № 57 (507) 13 08.1997 г.

  • Макаренко І. Інновація: порятунок чи "кризова пастка”?// "Вісник НАН України” №7-8.1997. с. 28 – 42. ISSN 0372-6436.

  • Програма та навчально-методичний посібник з навчального курсу "Макроекономіка" для студентів Київської школи банківської справи 1998.

  • Програма з навчального курсу "Сучасна економічна політика України" для слухачів Дипломатичної академії при Міністерстві іноземних справ України. 2002 р.


Источник: http://iee.org.ua
Категория: Инновационное развитие | Добавил: Egoriy (16.07.2012) | Автор: Макаренко Игорь
Просмотров: 1614 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
---

Украинская Баннерная Сеть


Украинская Баннерная Сеть
--> --> --> -->
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz
    Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR