Вторник, 14.05.2024, 15:20
TECH-INFORM
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Трансграничные кластеры [12]
Общие вопросы кластерной политики [4]
Общие вопросы кластерной политики [0]
Форма входа
Наш опрос
Вас интересуют вопросы трасфера технологий?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Украинская Баннерная Сеть

Главная » Статьи » Кластерные инициативы » Трансграничные кластеры [ Добавить статью ]

Кластеры помогут МСП эффективно кооперироваться


Европейская комиссия в партнерстве с Организацией по развитию малых и средних предприятий организовала 24 сентября рабочее ателье „Трансграничные кластеры — путь к европеизации молдавских МСП”. Мероприятие было осуществлено посредством инструмента помощи TAIEX, в соответствии с приоритетами Национальной стратегии развития на 2008-2011 годы и Государственной программой поддержки малых и средних предприятий на 2009-2011 гг. Трансграничный кластер представляет собой новый подход в процессе развития этого сектора.

Кластер (англ. Cluster) – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Примером кластера является Силиконовая долина в США.

Обобщая опыт, полученный за последние десять лет развития кластерных систем в ЕС, можно сказать, что они дали значительный импульс развитию регионов тех стран, которые применили их принципы.

Первоначально унифицированный подход к межфирменному сотрудничеству был разработан в Дании в 1989-1990 гг. В 1992 г. в кластерах участвовали 40% всех фирм страны, которые обеспечивали 60% экспорта. Проведенная за ряд лет работа вывела Данию в мировые лидеры по кластеризации экономики. Сегодня здесь функционируют 29 ведущих кластеров. Высокие темпы развития набрала экономика Австрии, где начали действовать трансграничные кластеры с Германией, Италией, Швейцарией, Венгрией, активизировались связи с Францией и Великобританией. В странах Восточной Европы также идет кластеризация промышленности. В Венгрии, Польше, Словакии, Чехии и Словении она поддерживается специальной программой, которая должна обеспечивать заинтересованность сторон, интенсивное развитие, интеграцию, открытость, прозрачность. На развитие дается 5 лет. Наиболее приспособленной в этом смысле оказалась Венгрия. Основой для развития кластеров здесь стали промышленные парки, которых в стране 75. Программа акцентирована на развитие автомобильного кластера РАNAC, параллельно развиваются деревообработка, туризм, использование термальных вод. К участию в ней подключаются и другие страны, в том числе Болгария, Румыния, Украина.

В Молдове система объединения в кластеры только начинает развиваться. Европейские специалисты, однако, говорят, что было бы хорошо начать кластерную политику с процесса познания, в частности, четко представлять ситуацию с малыми и средними предприятиями в стране. Они не исключают, что в Молдове существует подобная организационная концепция, но, возможно, в другом виде. Другой полезный совет заключается в том, что надо делать акцент на инновации, являющиеся двигателем экономического роста страны.

Генеральный директор Организации по развитию малых и средних предприятий Юлия Ябанжи отметила, что целью проведения ателье является выявление перспективных решений для создания кластеров в Молдове, повышения конкурентоспособности, как путем поддержки инновационных кластеров и с возможностями экспорта, так и путем развития деловой среды. „Нам необходимо четкое законодательство, без возможности обходных путей. Кластеры только развиваются, мы в них нуждаемся. Есть предприятия, исследовательские институты, местные публичные власти, которые объединяются, занимаются совместной экономической деятельностью и становятся заметными в региональном масштабе” – говорит Ю. Ябанжи.

Даже при небольших объёмах рынка Молдовы создание экономических кластеров возможно и даже необходимо. Если анализировать показатели нашей экономики, структуру и динамику предпринимательства, законодательные аспекты, связанные с созданием и деятельностью свободных экономических зон, можно отметить возможность создания некоторых кластеров: в сфере промышленности, IT, туризма и агропромышленного комплекса. «Сейчас нам необходима индустриализация Молдовы, так как по развитию мы находимся на уровне 1995 года. В этом году отмечается небольшое оживление местной промышленности, но рост в размере 2,5% не вселяет оптимизма. Индустриализация должна носить обязательную форму. Это возможно и в том случае, если будет существовать благоприятный деловой климат, рынки сбыта, переоборудование производства и привлечение инвестиций», – отметил Ион Лупан, начальник управления промышленной политики и конкурентоспособности министерства экономики.

Не исключено, что кластеры будут созданы сначала посредством промышленных парков и свободных экономических зон, ведь они объединяют около 150 компаний-резидентов. В настоящее время СЭЗ покрывают всего 4% объёма промышленного производства, однако в последующие годы ожидается рост в 20-25%. В то же время, в повестке дня министерства экономики есть 8 проектов по созданию промышленных парков.

Накопленный опыт показывает, что кластеризация является длительным и сложным процессом, о её эффективности можно говорить только спустя 6-7 лет. Требуется направленная государственная политика, но необязательно полное государственное финансирование, тут может участвовать и частный капитал. Создание трансграничных кластеров в Молдове может стать инструментом укрепления всей системы малых и средних предприятий и увеличить количество рабочих мест.

Основными направлениями кластерной политики являются:
• развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия. Предполагается, что предоставление поддержки соответствующим проектам должно оказываться вне зависимости от принадлежности участвующих в их реализации предприятий к тому или иному кластеру;
• обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров, предоставление налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством, и снижение административных барьеров.

Преимущества кластерной политики заключаются в следующем:
• ликвидации барьеров для инноваций;
• инвестировании в человеческий капитал и физическую инфраструктуру;
• поддержке географической концентрации связанных фирм.

Лилия Платон



Источник: http://capital.market.md/index.php?option=com_content&task=view&id=1822&Itemid=34
Категория: Трансграничные кластеры | Добавил: Egoriy (08.12.2010) | Автор: Лилия Платон
Просмотров: 1503 | Теги: трансграничные кластеры, региональное развитие, кластеры, кластерная политика, экономические кластеры, инновации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
---

Украинская Баннерная Сеть


Украинская Баннерная Сеть
--> --> --> -->
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz
    Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR