Вторник, 14.05.2024, 05:24
TECH-INFORM
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Трансграничные кластеры [12]
Общие вопросы кластерной политики [4]
Общие вопросы кластерной политики [0]
Форма входа
Наш опрос
Вас интересуют вопросы трасфера технологий?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Украинская Баннерная Сеть

Главная » Статьи » Кластерные инициативы » Трансграничные кластеры [ Добавить статью ]

Эффективность предпринимательских сетей.
Эффективность предпринимательских сетей.
 
Г. Д. Дроздов,
доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной академии сервиса и экономики
 
 
В серии монографий, издаваемых в качестве приложения к журналу «Экономическое возрождение России», вышла книга А. Н. Асаула, Е. Г. Скуматова, Г. Е. Локтевой «Предпринимательские сети в строительстве» (Под ред. д.э.н., проф. А.Н.Асаула. – СПб.: «Гуманистика», 2005.- 256 с.)

За последнее десятилетие в поведении и сознании граждан Российской Федерации произошли значительные изменения. Они вызваны переходом к новой системе развития общества и активизацией предпринимательской деятельности. Объединение усилий органов управления, предпринимателей, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры. В мировой экономике под воздействием глобализационных процессов происходит изменение объекта хозяйственного управления. Так, в индустриальном обществе объектом управления были предприятия и фирмы, включающие несколько предприятий. В постиндустриальном, информационном — основным объектом хозяйственного управления становятся индустриальные, предпринимательские сети. Последние представляют собой планомерно организованные на основе долгосрочных контрактов сети предприятий и организаций, участвующих в проектировании, производстве и реализации продукции.

Проведенные исследования показали, что в объединениях традиционного типа (холдингах, концернах, трестах и т.д.) предприятия могут полностью или частично лишаться юридической, хозяйственной самостоятельности и т.д. Громоздкая управленческая структура не позволяет им достаточно четко и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Кроме того, они имеют тенденцию к монополизации.
Мировой и отечественный опыт показывают, что этих недостатков лишена сетевая форма организации научно-производственного цикла, показавшая свою высокую эффективность. Предпринимательские сети привлекают гораздо больше прямых иностранных инвестиций, чем традиционные компании, сопоставимые по стоимости активов.

Предпринимательская сеть является новой формой организации фирменного взаимодействия, позволяющей быстро, инновационно адаптировать внутренние структуры и внешние взаимосвязи к быстро меняющейся неопределенности внешней среды. Сети позволяют оптимизировать фирменные контакты, наладить эффективную кооперацию, согласовывать планы бизнес-субъектов — различных организаций, участвующих в инвестиционно-строительной деятельности.

Экономические связи, лежащие в основе создания предпринимательских сетей, основаны на долгосрочных контрактах и осуществляются на основе вертикальных и горизонтальных взаимодействий различных бизнес-субъектов. Такие объединения позволяют малым организациям сочетать преимущества крупных производств и малых форм предпринимательства.

В сетевой организации сочетаются элементы рынка с иерархической координацией действий. При этом на первый план выходят кооперационные информационные связи, имущественные связи могут присутствовать в форме долевого участия.

Переход от чисто рыночных к сетевым отношениям кооперирующихся фирм в конце XX в. назван сетевой революцией. За последние годы по этой проблеме издано более 100 монографий (преимущественно в США, Beликобритании, ФРГ). Эти работы посвящены анализу конкуренции в сетевых организациях, природе менеджмента снабженческих сетей и кооперативной стратегии в сетях, динамике межфирменного сотрудничества в сетевых альянсах.

В этой связи рецензируемое научное и учебно-методическое справочное пособие является актуальным изданием и представляет значительный интерес. Дело в том, что для достижения поставленных целей используются различные виды и методы кооперации. Формирование предпринимательской сети в принципе актуально для бизнес-единиц любых отраслей и сфер деятельности. Однако, отраслевая специализация определяет своеобразие потребностей и возможностей во взаимодействии соответствующих предприятий и организаций.

Материал справочного пособия с методологической точки зрения удачно разделен на главы и параграфы, что повышает уровень усвоения материала. Пособие состоит из пяти методологически взаимосвязанных глав.
Материал, изложенный в главе 1 «Экономические принципы и содержание предпринимательства», состоит из четырех параграфов. В первом параграфе определена роль предпринимательства в российской экономике. В нем рассмотрены основные этапы развития отечественного предпринимательства. Особое внимание уделено малому предпринимательству в современных условиях, развитие которого происходит по следующим направлениям:
- создание общественных организаций и фондов поддержки, что обеспечивает поддержку малому предпринимательству и позволяет сохранить активные позиции в региональной экономике;
- развитие базовых элементов системы информационного обеспечения малого предпринимательства на региональном уровне, включая необходимые технические и программные средства, организационные решения, базы данных;
- совершенствование законодательной и нормативной базы в области государственной поддержки малого предпринимательства;
- реализация инновационных процессов в малом предпринимательстве;
- осуществление мероприятий по кредитованию малого предпринимательства.
В заключении параграфа отмечено, что в России создана современная, достаточная и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности.

Во втором параграфе первой главы пособия рассмотрен генезис теоретико-методологических основ в предпринимательстве. В нем также разработана классификация предпринимательской деятельности и предложена ее юридическая трактовка. Авторы рассматривают две видовых формы предпринимательской деятельности: частную и государственную.

Государственное предпринимательство есть форма осуществления хозяйственной деятельности, при которой принятие стратегических решений в отношении целей и способа предпринимательской деятельности принадлежит государству, а использование ее результатов имеет нечастный характер. Реализуется государственное предпринимательство через государственные органы управления, которые уполномочены, в соответствии с действующим законодательством, управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или через органы местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Частное предпринимательство есть форма осуществления предпринимательской деятельности, основывающаяся на частной собственности и осуществляющаяся частными лицами в своих интересах. Это наиболее распространенная форма предпринимательства, имеющая многовековую историю, содержательным моментом которой является улучшение собственного хозяйственного положения. В некоторых случаях интересы частного предпринимательства могут противоречить интересам общества.

Каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство – имеют свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том, и в другом случае занятие такой деятельностью предполагает инициативность, инновационный подход, комбинирование факторов производства в условиях конкуренции. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что государство ставит перед своими предприятиями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели. Рыночные показатели результатов деятельности (прибыльность и рентабельность) не являются для них универсальным критерием эффективности, поскольку их цель часто формируется под влиянием государственной политики и соответствует оптимальности участия государства в предпринимательской деятельности.

У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. В этой связи на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как:
1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т. п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки;
2) доступность кредитов на особо выгодных условиях;
3) экономия на масштабах производства;
4) широкие возможности получения нового оборудования, включая лизинговое;
5) устойчивая сеть деловых связей, приобщенность к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных.

Эти преимущества государственных коммерческих предприятий - субъектов рыночных отношений - могут являться основой для снижения их индивидуальных издержек по сравнению с общественными, и тем самым – для извлечения сверхприбыли.

Третий параграф первой главы посвящен рассмотрению сущности предпринимательства. В нем, в частности, отмечено, что предпринимательская способность субъекта предпринимательства не ограничивается энергией предпринимательской активности и обязательно дополняется образованием, опытом, знаниями, навыками и умениями предпринимателя. Однако без самоорганизации — умения совершать последовательные, логически связанные и целенаправленные действия, направленные на реализацию основной предпринимательской функции — новации, предприниматель состояться не может, т. е. функция субъекта предпринимательства напрямую связана с самоорганизацией.

К основным, исходным положениям самоорганизации относятся:
- генерирование идеи;
- планирование, т. е. трансформация идеи в товар (работу, услугу);
- принятие предпринимательского решения о реализации предпринимательского проекта;
- создание предприятия, как имущественного комплекса, в рамках организационно-правовой формы и определение статуса своего участия в реализации предпринимательского проекта;
- инвестирование (финансовое обеспечение предпринимательского проекта);
- управление предприятием;
- оценка эффективности предпринимательской деятельности.
Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес фирмы-производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.

Выступая в качестве особого вида экономической активности, предпринимательство на начальном этапе связано только лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму. Авторы предлагают свою концепцию жизненного цикла предпринимательской идеи.

В четвертом параграфе книги подробно рассмотрены вопросы нестабильности, неопределенности и риска в предпринимательской деятельности. В нем, в частности, рассмотрены категории финансового риска, возможные типы контрактов по передаче рисков, предложена схема определения подверженности потерям от риска.

Вторая глава - «Предпринимательская среда» - состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе рассмотрена структура элементов внешней и внутренней среды предпринимательства, причем под последней авторы понимают
- наличие капитала (как собственного, так и инвестированного);
- выбор объекта предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы хозяйственной деятельности;
- организационную структуру предприятий;
- рациональность и эффективность предпринимательской деятельности и т.д.

При формировании внутренней среды предпринимательства обычно выделяют две ее составляющие: ситуационные факторы и элементы внутренней среды.

К основным ситуационным факторам относятся:
- цели предпринимательства;
- этика и культура предпринимательской деятельности;
- внутрифирменное предпринимательство.

Поэтому во втором параграфе рассмотрены цели и задачи предпринимательской деятельности. В нем предложена система различных целей. Главная из них заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности его членов.
Если принять за основную цель предпринимательской единицы ее атрибут — стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов, то средством измерения будет норма прибыли на всем «временном горизонте», а задачей — оптимизация этой нормы.
Прибыль является оценкой успеха и психологическим стимулом предпринимателя, показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, и, соответственно, источником развития предпринимательства. Именно поэтому предпринимателю необходимо сосредоточить свои усилия на тех факторах, которые производят прибыль (а не на самой прибыли). Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи предпринимательской деятельности в рамках текущей или перспективной политики, которая определяет направление и методы осуществления предпринимательской деятельности, ее стиль. Все это обеспечивает эффективное поведение в сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды.

Задачи предпринимательской деятельности и их решения, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить на три направления. Первое направление — это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя, второе направление — это комплекс задач, решение которых формирует эффективность предпри-нимательской деятельности, которая осуществлялась или же только стала осуществляться, третье направление составляют задачи, решение которых обеспечивает не только эффективность предпринимательской деятельности, но и ее справедливость. Это происходит тогда, когда реализуется второе направление.

Прибыль является критерием того, насколько хорошо предприниматели удовлетворяют запросы клиентов. Как правило, чем выше прибыль, тем лучше удовлетворены потребности покупателей, и наоборот, чем ниже прибыль, тем меньше довольны покупатели. Увеличение нормы прибыли, например, требует решения комплекса таких задач, как обеспечение процесса производства необходимыми факторами производства; поиск источников финансирования; анализ выживаемости фирмы в меняющихся условиях конкуренции; удовлетворение потребностей покупателей или клиентов; увеличение объема продаж; оптимизация использования всех ресурсов; разработка маркетинговых стратегий; выбор поставщиков и партнеров по бизнесу; повышение ликвидности фирмы; разработка мероприятий по охране окружающей среды и т. д.

Убеждение в том, что прибыль является единственной целью предприятия, является сомнительным и мало способствует его развитию. Основной проблемой предпринимателя является получение им достаточного дохода от использования ресурсов, а не максимизация прибыли. Не менее важным моментом в постановке задач является определение нормы возврата инвестиций в качестве средства измерения рентабельности.
Третий параграф пособия посвящен исследованию культурной среды предпринимательства.

Предпринимательская культура содержит два основных аспекта: ценности и процедуры. Ценности – это этические идеалы, качества, являющиеся высшими нравственными категориями. Процедура – это официально зафиксированные и неписаные правила поведения, основанные на указанных ценностях. Авторы отмечают, что предпринимательская культура сохраняет, поддерживает и развивает инновационную культуру, ту часть культуры общества, которая более всего развита именно у предпринимателей.

В четвертом параграфе на высоком уровне проведено сравнение организаций традиционного и предпринимательского типа; дана сравнительная характеристика внутрифирменного предпринимательства.

Глава 3 «Формирование и развитие предпринимательских сетей» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе рассмотрены сетевые формы объединения организаций (кластеры, предпринимательские сети).

Под кластером понимается отраслевое, территориальное и добровольное объединение предпринимательских структур, которые тесно сотрудничают с научными (образовательными) учреждениями, общественными организациями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности про-дукции, работ или услуг и содействия экономическому развитию региона. В качестве примера приведена модель строительного кластера. Выполнен анализ преимущества объединения в кластер.
Во втором параграфе проанализирован отечественный опыт формирования предпринимательских сетей, рассмотрен интеграционный аспект системы предпринимательства, приведены статистические данные, подтверждающие эффективность этого направления.
Таким образом, сетевая концепция заключается в следующем:
- рыночные субъекты развивают и поддерживают отношения друг с другом в целях получения дополнительных ресурсов;
- совокупность рыночных субъектов, взаимодействующих длительное время, образует сеть заинтересованных в общих конечных результатах организаций;
- развитие горизонтальных связей способствует укреплению отношений и определяет устойчивое положение партнеров в сети;
- сетевые отношения позволяют фирмам снижать затраты на создание и реализацию инноваций.
В третьем параграфе исследовано влияние факторов внешней и внутренней среды на сетевые объединения, в частности, рассмотрена взаимосвязь параметров внешней и внутренней среды и результатов функционирования бизнес-единицы; выполнена оценка состояния и тенденций изменения ее параметров; рассмотрены экономические проблемы бизнес-единицы и возможности их решения за счет вхождения в предпринимательскую сеть.

В четвертом параграфе рассмотрены процессы формирования и функционирования предпринимательских сетей, разработаны их классификационные признаки и шесть моделей функционирования предпринимательских сетей разной формы кооперации.

На основе анализа предпринимательских сетей можно сформулировать следующие принципы их эффективности.
1. Принцип синергичности, который заключается в том, что эффективность функционирования бизнес-единиц в качестве сетевых партнеров должна превышать их эффективность при автономном функционировании.
2. Принцип сочетаемости общей эффективности предпринимательской сети с локальной эффективностью всех сетевых партнеров.
3. Принцип целевого соответствия (непротиворечивости) целей бизнес-единиц, входящих в предпринимательскую сеть.
4. Принцип разнообразия эффектов предпринимательской сети, учитывающих специфические интересы всех ее участников.

Глава 4 «Формирование механизмов взаимодействия субъектов предпринимательской сети в строительстве» состоит из 4 параграфов.
В первом параграфе разработаны теоретические основы сетевых объединений.
Исследование научно-методических основ предпринимательства позволило авторам сформулировать базовые определения и принципы формирования и функционирования предпринимательских сетей:
- потребность в реализации принципа заинтересованности всех участников предпринимательских сетей;
- рассмотрение интеграционной деятельности предприятия как новаторской, создание новых комбинаций факторов производства;
- потребности в нового рода координации средств производства, выходящих за рамки одного предпринимательского субъекта;
- рассмотрение возможностей интегрированного поведения в предпринимательской сети по передаче части функций от собственника менеджерам-профессионалам;
- использование вхождения в предпринимательскую сеть для более эффективного регулирования взаимоотношений с внешней средой;
- использование возможностей предпринимательской сети для разделения труда, специализации, кооперации, как производственного процесса, так и управленческих процессов, происходящих в субъектах предпринимательской деятельности.

Анализ научно-методических основ предпринимательства показал следующее.
1. Основой предпринимательства как автономного, так и интегрированного является хозяйственная инициатива, творческая, ответственная предпринимательская структура, выдвигающая и реализующая инновационные предложения.
2. Предпринимательская деятельность осуществляется в определенной внешней среде, в определенных природных и социально-экономических условиях, в рамках, задаваемых общественным мнением и органами государственного управления. Эти условия могут быть благоприятными для формирования предпринимательских сетей.
3. Развитие теоретико-методологической базы предпринимательства ведется, прежде всего, по пути осмысления роли и возможностей предпринимательской деятельности в новых условиях, в видоизмененной рыночной конъюнктуре. Она нуждается в разработке научно-методических рекомендаций, обеспечивающих нахождение лучших решений но развитию и функционированию системы предпринимательства (и в частности, предпринимательских сетей) в настоящий период и на перспективу.
4. В экономических исследованиях пока отсутствует завершенное комплексное научное обоснование проблемы формирования оптимальных предпринимательских сетей, которые в максимальной степени соответствовали бы целям и задачам их участников, состоянию и возможностям внешней среды.
Во втором параграфе рассмотрены особенности создания предпринимательских сетей в строительстве.
Гармонизация целей и задач предприятий, являющихся участниками единой технологической сети является очень сложной и многовариантной задачей. Наиболее целесообразны два подхода к ее решению:
1) создание диверсификационных строительных компаний;
2) создание предпринимательских сетей.
В параграфе рассмотрены варианты интеграционного роста, имеющие место в российском строительном бизнесе; выявлены факторы внешней среды, оказывающие наиболее заметное воздействие на строительную отрасль в современных условиях.

Авторы сформулировали основные принципы формирования предпринимательских сетей в строительстве:
1. Обеспечение реализации возможностей по концентрации, кооперации и специализации отдельных строительных организаций, которые становятся сетевыми партнерами.
2. Сочетаемость и единая направленность целей и задач участников предпринимательской сети.
3. Оптимальная скоординированность их действий в пространстве и времени.
4. Взаимная выгодность взаимодействия всех участников сети.
В параграфе разработан укрупненный алгоритм формирования управленческих решений по созданию предпринимательской сети в строительстве.

Важным элементом сети является формирование единого информационного пространства через взаимодействие головной предпринимательской структуры с участниками производственной сетевой организации (генерация и обмен новой информацией; единство финансового, технологического и правового пространства).

В целях дальнейшего развития системы информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства на основе действия индустриальных сетей необходимо обеспечить доступность информации по малому бизнесу для органов управления, предпринимательских структур, зарубежных и международных организаций; создать сети информационно-аналитических центров в регионах на базе производственных сетевых организаций.
Центры на основе единых критериев интегрируют и производят информационные ресурсы. Перечень информационных услуг может уточняться в процессе организации информационно-аналитических центров на основе анализа потребностей конкретных пользователей. При этом сеть информационно-аналитических центров формируется по региональному и отраслевому принципам и базируется на имеющемся в настоящее время опыте работы в области информационных услуг.

Реализация мер должна опираться на систематизированные статические, аналитические данные о развитии малого предпринимательства в России, о зарубежной практике, тенденциях и перспективах российского малого предпринимательства с учетом хода экономических реформ.
В третьем параграфе главы рассмотрены проблемы развития предпринимательских сетей в строительстве.
Анализ теории и практики интеграционных процессов, наблюдаемых в инвестиционно-строительном комплексе, позволил выявить ряд проблем на пути создания эффективных производственно-строительных сетей. Основными из них в контексте исследуемой тематики являются:
1) отсутствие согласованности в деятельности отдельных строительных организаций, а также предприятий, выпускающих строительные материалы, детали, конструкции, которые выступают не как партнеры, а как субъекты рынка, реализующие собственные интересы и не использующие преимущества сетевого взаимодействия;
2) несогласованность многих управленческих решений, принимаемых на среднем (региональном) уровне управления инвестиционно-строительным комплексом, что не способствует эффективному взаимодействию бизнес-субъектов строительного рынка;
3) широкое применение конгломератного слияния компаний, которое не позволяет существенно повысить качество управления объединением и входящими в него организациями;
4) наличие структур управления различного рода объединений, адаптивных к изменениям факторов внешней среды (усложнению объекта строительства, динамике потребительских предпочтений, появлению новых материалов конструкций, строительных технологий, разнообразных apxитектурно-планировочных решений и т. п.).
5) недостаточно полное использование преимуществ предпринимательской сети для обеспечения эффективной кооперации строительных организаций.
6) фрагментарность изучения научно-методических аспектов формирования эффективных предпринимательских сетей в строительстве.

Решение указанных проблем, по мнению авторов, может быть найдено на основе всестороннего изучения методологии формирования предпринимательских сетей, ее адаптации к условиям и перспективам развития инвестиционно-строительного комплекса во всем его многообразии, а также совершенствовании методического ин-струментария, предлагаемого к использованию в практике экономических обоснований по вопросам обеспечения оптимального функционирования предпринимательских сетей в строительстве.
В четвертом параграфе главы разработаны принципы регулирования процессов создания и развития предпринимательских сетей.
Для учета интересов всех участников предпринимательской сети (peальных или потенциальных) необходимо разработать общую стратегию ее развития.
В параграфе разработана модель двухуровневого управления созданием (развитием) предпринимательской сети. Первый уровень, базовый, должен реализовываться руководством бизнес-единицы, в связи с разработкой локальных планов развития и обоснованием целей интегрированного развития данного сетевого партнера, а также определением путей, методов, ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Второй уровень связан с анализом, координацией, уточнением отдельных локальных стратегических планов сетевых партнеров, их целей, возможностей, ресурсов и разработкой общего комплексного плана.
Тогда в качестве базового инструмента регулирования развития предпринимательской сети целесообразно использовать две разновидности бизнес-плана:
- локальный бизнес-план бизнес-единицы, выступающей в роли сетевого партнера;
- комплексный бизнес-план предпринимательской сети.

В локальном бизнес-плане обосновываются: цели, задачи стратегического развития, пути их достижения в рамках сетевого партнерства, мероприятия, необходимые для достижения поставленной цели, ожидаемого эффекта. В целом подход к разработке локального бизнес-плана, перечень и содержание основных разделов соответствует современным подходам и рекомендациям. В то же время он разрабатывается как обоснование путей и методов интеграционного развития бизнес-единицы на основе взаимодействия с сетевым партнером и формирования условий для получения синергетического эффекта.

Управленческие функции второго уровня должны реализовываться, исходя из особенностей конкретной предпринимательской сети:
- временным коллективным органом (советом) представителей сетевых партнеров;
- отдельными управленческими подразделениями различных сетевых партнеров, которым делегируются соответствующие полномочия;
- отдельными специалистами – консультантами и организациями, привлекаемыми для этой работы.
В параграфе выделены следующие основные принципы регулирования создания и развития предпринимательских сетей:
- сочетаемость целей всех участников - сетевых партнеров;
- обеспечение взаимного интереса всех участников в результате деятельности;
- учет специфики сетевых партнеров и особенностей их интеграции;
- единство стратегических целей и тактических задач;
- проектная проработка и обоснованность решений по ее функционированию;
- коллективное участие в принятии решений, касающихся всех сетевых партнеров;
- наличие координационного центра, обеспечивающего согласованность действий и решений;
- добровольное вхождение в предпринимательскую сеть на взаимовыгодных основах;
- обязательное и своевременное выполнение взятых на себя обязательств, соответствующих принятым планам;
- обратная связь, непрерывность и своевременность реакций на изменения внутренней и внешней среды.

Глава 5 «Методологические основы организации предпринимательских сетей» состоит из четырех параграфов.
Первый параграф посвящен диагностике предпосылок к сетевой интеграции. Предпосылки, т.е. предварительные условия к созданию предпринимательской сети, возникают под воздействием внешней и внутренней среды, в процессе эволюции взглядов, отношений, целей, системы ценностей человека.
В параграфе разработаны базовые предпосылки к созданию предпринимательской сети и логический алгоритм процесса оценки предпосылок для вхождения в нее бизнес-единицы.
Во втором параграфе разработана программа формирования предпринимательской сети и методика оценки ее эффективности, а также укрупненная модель составления локального бизнес-плана вхождения бизнес-единицы в предпринимательскую сеть, т.е. превращения ее в сетевого партнера.

Третий параграф посвящен проблеме создания региональной сети (бизнес-центры и бизнес-инкубаторы). Авторами разработана организационная структура бизнес-центра и определена его взаимосвязь с властью и предпринимательскими структурами. Бизнес-инкубаторы выполняют функции по отбору, приему, размещению и всесторонней поддержке новообразованных предпринимательских структур. Авторы разработали критерии отбора участников бизнес-инкубатора. При этом удачно использован зарубежный опыт создания подобных структур, в частности, опыт США – одной из самых развитых стран мира, как в области науки, так и предпринимательства.

В четвертом параграфе рассмотрены инновационные предпринимательские сети: технологические парки и полисы.
Внедрение технологических парков в мировую предпринимательскую среду определяет качественно новый подход к условиям реализации и обеспечения процессов предпринимательской деятельности и созданию благоприятной среды, в которой научные идеи превращаются в уникальную научно-техническую продукцию, осуществляют очередной рывок в области новейших технологий.

Любой город или регион всегда заинтересован в расширении наукоемких производств, в стабильных темпах развития научно-технического потенциала территории, увеличении количества рабочих мест, формировании производственной и социальной инфраструктур, поддержке активной предпринимательской деятельности и постоянном стимулировании развития в регионе науки. Все это может обеспечить в регионе научно-технологический парк.

В зарубежной практике понятие «научно-технологический парк» используется в качестве обобщающего определения мощной инновационной структуры. К этой группе относят исследовательские центры и парки, инкубаторы идей, научные парки, инновационные центры, центры передовых технологий, технологические центры, парки, полисы. Все они составляют основу специализированных инновационных объединений, которые созданы в ведущих индустриальных регионах мира.

В индустриально развитых странах (США, Германии, Франции и др.) широко развита сеть технопарков. Суть ее состоит в том, что предпринимателю нет надобности строить свои производства, их можно взять в аренду и, разместив там необходимое оборудование, выпускать продукцию и получать консультации по внедрению новых технологий на основе разрабатываемых научных идей. Технопарки оказывают содействие учебным и научным организациям в передаче технологий в экономику, в создании новых видов производств и новых рабочих мест.

В параграфе приведены удачные примеры развитых технологических парков на мировом уровне.
Эффективность функционирования научно-технологических парков доказана многолетней практикой их деятельности во многих промышленно развитых странах и теми выгодами, которые могут получать от их размещения на определенной территории жители, организации, учебные заведения и власть, и которые могут быть использованы в отечественной практике.

Опыт России и других стран показывает, что в местностях, где функционируют технопарки, население имеет следующие преимущества:
1) увеличивается возможность занятости населения с увеличением рабочих мест;
2) повышается обеспечение высококачественными товарами; вследствие увеличения доходов возрастает уровень жизни;
3) повышается уровень социальной среды и социального обеспечения; возрастает образовательный интеллектуальный уровень населения.
С появлением технопарков возрастают активы власти:
1) открываются новые возможности и планировании и координации региональной инновационной политики;
2) расширяется использование высокотехнологических ресурсов местного значения;
3) улучшается позиция территории в системе межрегионального и международного разделения труда;
4)улучшается экономическая обстановка;
5) сокращаются затраты бюджета, связанные с безработицей;
6) повышается деловая активность в регионе, возрастают поступления в бюджет;
7) развивается региональная инфраструктура.
С появлением научных и технологических парков открываются новые возможности перед учебными и научными учреждениями:
1) расширяется и изменяется техническая и организационная база для проведения научных исследований;
2) активизируется деловая инициатива научных работников, которая открывает дополнительный источник поступлений (доходов) вузов;
3) расширяются возможности привлечения и воспитания научных кадров, открытия новых научных школ;
4) воспитывается новое поколение ученых, которые хорошо ориентируются в проблемах предпринимательства; 5) расширяются научные и деловые связи с другими вузами, научно-исследовательским центрами, организациями;
6) появляются новые базы практики для студентов;
7) улучшается взаимодействие учебных заведений с властью; повышается авторитет и престиж вуза.
От создания технопарков, безусловно, выигрывают


Источник: http://www.e-v-r.ru
Категория: Трансграничные кластеры | Добавил: Egoriy (27.07.2010) | Автор: Г. Д. Дроздов
Просмотров: 5689 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
---

Украинская Баннерная Сеть


Украинская Баннерная Сеть
--> --> --> -->
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz
    Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR