Вторник, 14.05.2024, 07:53
TECH-INFORM
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Трансграничные кластеры [12]
Общие вопросы кластерной политики [4]
Общие вопросы кластерной политики [0]
Форма входа
Наш опрос
Вас интересуют вопросы трасфера технологий?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Украинская Баннерная Сеть

Главная » Статьи » Кластерные инициативы » Общие вопросы кластерной политики [ Добавить статью ]

Корпорация развития Сибири и Дальнего Востока
Чем крупнее проект, тем больше дискуссий он вызывает. И проект корпорации развития Сибири и Дальнего Востока отнюдь не исключение. Мнения по этому поводу прямо противоположны. От категорического одобрения до столь же категорического неприятия. Но вот что интересно. Словесные баталии разворачиваются в интернет-блогах, причём спорят люди, зачастую имеющие весьма отдалённое представление о том, что такое восточные территории страны и каковы их реальные проблемы. Серьёзных обсуждений, и прежде всего в самих восточных регионах, крайне мало. А они необходимы. И именно сейчас, пока проект госкорпорации не стал законом. Во всяком случае, так считают наши эксперты - участники круглого стола, посвящённого теме места и роли Красноярска и красноярцев в корпорации.

Юрий Москвич:

- Атаки на предлагаемый проект закона о госкорпорации невероятно сильны. Я бы выделил три направления атаки. Первое: неужели у нас и в самом деле забирают деньги и кто-то другой будет ими распоряжаться? Второе: неужели у нас появится опричнина Путина, которая будет жить в другом правовом пространстве? Как это совместить с российскими законами? И третье: а где всё-таки будет центр? Кто будет управлять? Определённости в этом вопросе нет. Очевидно, что немногие города Сибирского и Дальневосточного регионов могут реально претендовать на роль опорных центров госкорпорации. Если на Дальнем Востоке наиболее предпочтительным для этой роли выглядит Владивосток, то для Восточной Сибири, на мой взгляд, всеми преимуществами располагает Красноярск. Сегодня ясно, что в ближайшее время проект закона будет вынесен на обсуждение Госдумы. И мы должны настойчиво убеждать себя и других в том, что одна из штаб-квартир госкорпорации должна находиться в Красноярске.

Я бы добавил, что такая организация нуждается в очень серьёзном экспертном интеллектуальном сопровождении. А объективно из 16 регионов, которые будут входить в зону ответственности этой организации, Красноярск за счёт создания Сибирского федерального университета имеет сегодня наиболее предпочтительные позиции.

Вячеслав Александров:

- Это действительно очень важный вопрос - кто будет проводить экспертизу и отбор проектов. Сошлюсь на наш собственный опыт. У нас, в Союзе товаропроизводителей и предпринимателей, собрано очень много интересных проектов. Не просто теоретически интересных, а проектов, которые могли бы дать реальный экономический эффект в обозримые сроки. И потому интересных для возможных инвесторов. Но если рассматривать сегодняшнюю ситуацию, то на пути инвестиций столько барьеров, что они не позволяют осуществить ни одного проекта. Даже если нет объективных препятствий, возникают субъективные. За последние годы мы вели переговоры с рядом крупных потенциальных инвесторов, которые были вполне готовы на абсолютно приемлемых условиях вложить деньги в то или иное начинание. Второй год, например, обсуждается сельскохозяйственный проект, который позволил бы освоить 120 тысяч гектаров земли. При этом мы постоянно сетуем на то, сколько земель сельскохозяйственного назначения выведено сегодня из оборота. С нами ведут переговоры немецкие и польские компании, которые готовы создавать инфраструктуру для переработки сельскохозяйственной продукции, готовы вкладывать деньги на семь-восемь лет. Но мы не можем преодолеть наши собственные барьеры - у всех, от кого зависит принятие ключевых решений, возникают якобы объективные обстоятельства, чтобы отказать. Эту проблему боязни ответственности можно было бы преодолеть, если бы существовала авторитетная экспертная структура, которая могла бы объективно оценить проект и рекомендовать его к внедрению.

Когда мы оценивали перспективы создания госкорпорации по развитию Сибири, то обнаружили много плюсов. Мы увидели реальный механизм, который позволит работать инвесторам. Не тратя времени на пробивание бюрократических стен. Достаточным условием для реализации проекта будет одобрение экспертной комиссией. А недостатка в идеях нет. Уже сегодня можно набрать критическую массу предложений, которые позволят запускать базовые технологии в разных отраслях, в том числе связанных с развитием машиностроения. Мы оцениваем этот рынок как колоссальный. Все наши крупные предприятия, начиная с «Норильского никеля» и заканчивая КрАЗом, нуждаются в большом количестве запасных частей, специальном технологическом оборудовании. А нашим машиностроителям пока нечего предложить, потому что для конкуренции по цене и качеству продукции необходимо технологическое перевооружение. Только выпуская привлекательные с точки зрения цены и качества изделия можно на равных конкурировать с ведущими российскими и иностранными производителями. И здесь вопрос упирается в инвестиции и оценку их эффективности.

Юрий Москвич:

- Хотел бы отметить, что создание госкорпорации - это формирование нового пространства на территории России с чёткой и ясной целью улучшения качества власти. Вторая глобальная задача, которую необходимо реализовать в этом новом пространстве, - повышение производительности труда. В стратегии развития России до 2020 года в качестве одной из целей заявлено повышение производительности труда в четыре раза. Это фантастическая цифра. И никто всерьёз не верит в то, что это может быть сделано за десять лет. Но, может быть, именно госкорпорация создаст механизмы, которые позволят добиться таких результатов. Именно в Сибири и на Дальнем Востоке, которые могут по ряду причин стать локомотивами развития страны. Разумеется, есть критики, которые бьются за сохранение денег в европейской части, и это их право. Но мы должны смотреть не только с точки зрения тех или иных региональных интересов, но и с точки зрения общегосударственных задач.

Юрий Александров:

- Корпорация состоялась - это очевидно. Все разговоры сводятся к тому, какое место займут край, город в этой корпорации. Если базироваться на ресурсах Восточной Сибири, то первоочередным вопросом становится кадровый. Создан Сибирский федеральный университет, есть научная общественность, экспертное сообщество. Но для того чтобы доказать, что именно мы можем претендовать на главенствующее место в этой корпорации, в части процессов, происходящих на территории нашего региона, необходимо сформировать мнение не только у экспертов, которые пока разрознены. Выйдем на перекрёсток и спросим любого проходящего - что такое госкорпорация развития Сибири? Вы знаете, какой получите ответ? Большинство населения не знает, о чём идёт речь. Значит, первая наша задача - рассказать популярно для всех, что это такое. Критиковать можно сколько угодно, но на критике не выедешь. Критика тогда позитивна, когда приводит к решениям. И чем шире слои, привлечённые к поиску решения, тем очевиднее результат. Первое, что нам необходимо, это выработка единого отношения красноярцев. И не просто в части популяризации этого проекта. Важно привлечь активную часть населения к обсуждению, что мы можем сделать в этой ситуации. Предлагать решения, а не просто говорить, что мы богаты и не можем рационально использовать свои богатства.

Александр Левицкий:

- Мы знаем, что Владимир Путин - человек решительный. Он делает то, о чём говорит. И коль скоро идея корпорации озвучена, то тем или иным способом она всё-таки состоится. Её основное предназначение - разработка ряда проектов, которые будут носить общесибирский, более того, общероссийский масштаб. Это не будут местные предложения по развитию каких-то инфраструктур, имеющих сугубо региональное значение. И в этом смысле у каждой территории должна быть внутренняя воля, внутренняя убеждённость, чтобы участвовать в глобальных проектах корпорации. Задачи такого уровня в крае есть. Например, проект «Нижнее Приангарье - 2». Можно прогнозировать, что он точно подойдёт под госкорпорацию, но при этом, если мы не будем понимать, каково наше место там, какова степень нашего участия, ничего не получится. Федерация впервые говорит: «Я буду осуществлять проектный подход». А такой подход на действующую структуру управления не ложится никак. Обойтись же без местных сил госкорпорация не сможет. И мы должны понимать, что выполнение таких проектных начинаний - громадный вызов для местных властей. Их роль и место в системе управления должны измениться. И поскольку корпорация будет действовать по-новому, она несколько поменяет функции федеративных органов, в том числе и представительных, повлияет на функции региональной исполнительной власти и местных органов самоуправления.

В стратегии 2020 чётко и ясно сформулирована мысль: существование государства, в котором малая доля населения занята добычей полезных ископаемых, их переработкой и последующей продажей с достаточно высокой производительностью труда, заставляет перераспределять средства по множеству отраслей с низкой квалификацией, производительностью труда и рентабельностью производства. И это пора заканчивать. На базе чего это можно сделать? Только на базе нового класса, который одни называют средним, другие креативным. Стало быть, нужны вложения в развитие этого класса. И корпорация, как бы к ней ни относились, к этому подталкивает.

Не будет освоения Сибири и Дальнего Востока без привлечения иностранных инвестиций. И в этом смысле возникает вопрос: готовы ли мы к тому, что сюда зайдут иностранные участники со своими правилами ведения бизнеса? Скорее нет, чем да. На сегодня у нас нет сложившейся структуры инвестиционной деятельности.

Что касается экспертных сообществ, то их должно быть много, они должны быть разнонаправленными. Но, с другой стороны, их можно и нужно консолидировать для обсуждения конкретной задачи. Это необходимо делать сейчас, потому что, когда будет принят закон о госкорпорации, будет уже поздно. Но при этом непонятна позиция власти. Пока не ощущается востребованности экспертного сообщества как её помощника. Хотя в стратегии 2020 задача создания экспертного сообщества записана как первоочередная на ближайшие пять лет. Не может власть решить ни одной задачи без дискурсов с креативным классом.

Пётр Константинов:

- Я бы не стал понимать корпорацию как хозяйствующий субъект. На мой взгляд, это политико-инвестиционный орган. Чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов говорил, что лучше иметь плохой план, чем никакого. И стратегия 2020, и корпорация подвергаются сегодня нападкам, но они - единственное, что расширяет горизонты временного планирования. В Красноярском крае полно проблем, которые мы не можем решить в рамках существующего федеративного устройства. Начиная с проблем малых народностей. Всем известно, что такое получить и согласовать с министерством квоты хотя бы на лов рыбы. Они приходят с опозданием на три-четыре месяца после того, как начинается лов. Задача корпорации - поставить на ноги то, что стоит на голове. Я полагаю, что кроме инвестиционной, надо создавать экспертную среду. Потому что инвестиционных проектов очень много, но они не получают экспертной оценки. Поэтому проекты либо лежат под сукном, либо принимаются решения, которые вызывают удивление экспертов. Пример - развитие солнечного кластера. Чистый кремний красноярские предприятия производят уже давно. Но по созданию полноценной технологической цепочки солнечной энергетики задача либо не ставилась, либо ставилась так, что мы до сих пор топчемся на том же месте. Мы должны научиться давать оценку не только с точки зрения эффекта от реализации проекта, но и с точки зрения упущенной выгоды, если проект не реализован.

Юрий Москвич:

- На мой взгляд, есть ряд объективных обстоятельств в пользу того, что проект госкорпорации не ждёт судьба многих других начинаний, которые не были реализованы либо не дали ожидаемого эффекта. Первое: этот проект - не нефтяной. Здесь не обсуждается вопрос добычи нефти. Это - Россия и Сибирь после нефти. Потому что в течение 15-20 лет основные легкодобываемые запасы нефти исчезнут. А раз так, у страны нет выбора. И такое необычное решение отчасти напоминает решение Столыпина, когда он постарался миллионы переселить в Сибирь, чтобы избежать революции. Второе. С моей точки зрения, очень хорошо, что выбраны Сибирь и Дальний Восток, где плотность управленческого класса минимальна. Создавать точку роста в Москве со столетними традициями бюрократического управления бессмысленно. Здесь более свободное пространство для прихода других людей. Ведь проект предполагает привлечение в восточные регионы страны до пяти миллионов высококвалифицированных специалистов из других областей России и зарубежья. Нужно создавать площадки, на которых эти люди будут чувствовать себя комфортно. Это пространство развития культуры, градостроительная политика нового типа, университетские пространства с университетской дипломатией и многое другое. И ещё. В мире кризис. Совершенно очевидно, что надо искать точки роста для тех структур, которые имеют реальные деньги. Россия делает шаг, предлагая вкладывать эти деньги на выгодных для всех условиях в развитие большой Сибири. Но надо понимать, что зарубежные инвесторы придут со своими нормами ведения бизнеса. Теми нормами, которые сложились в международной практике и которые мы должны принять для себя. Так как иначе диалога не получится. Мне кажется, этот проект завершил обсуждение развития России как исключительно европейской страны. Мы обращаемся лицом ко всему миру. И это даёт мне надежду, что мои внуки не будут жить в России, граница которой проходит по Уралу или Енисею. Ведь в Сибирь придут не только и не столько китайцы. Она станет открытой для инвесторов всех стран, что будет гарантией целостности страны.

Юрий АЛЕКСАНДРОВ, ректор Красноярского государственного торгово-экономического университета

Но это не случится само по себе. Сегодня Россия занимает четвертое место по уровню образования среди чиновников мира и только 120 место по качеству управления. В состоянии ли плохо подготовленные управленцы решать столь глобальные задачи? Нет.

Сегодня все региональные администрации Сибири оказались неготовыми к созданию госкорпорации. Первое: проект предложили не они. Второе: они не знают мира и придумывают свои законы, исходя из бытовых ощущений. А мир, как заявил Путин, находится в турбулентной зоне. Это означает, что правовые регулирования не должны быть долгими.

Пётр Константинов:

- Что бы мы ни говорили о неподготовленности населения или власти, задачи, которые ставит создание госкорпорации, - вызов всему нашему обществу. И нам необходимо самое широкое обсуждение не только в печати, но и всеми заинтересованными структурами, связанными с экономической деятельностью. Я полагаю, что именно эти организации должны быть сегодня на острие дискуссии. Считаю, что такое обсуждение следует инициировать не только в Красноярске, но и на всей территории края.

Александр Левицкий:

- И всё же наиболее важно то, что происходит в этом смысле в столице края. Хочу отметить, что момент выбора нового мэра города очень важен. Какого главу мы выберем, насколько опытным управленцем он будет, как станет соответствовать задачам развития, как он сможет регулировать взаимоотношения столицы Красноярского края с региональными властями и потенциально руководством госкорпорации, так и будем жить. А если выбор будет неправильным, то потенциально мы очень многое можем потерять. То же относится и к городскому Совету. Через 10 лет 80 процентов населения России будет жить в миллионных городах. И вся новая экономика будет создаваться здесь. А это означает, что роль местных органов власти перестаёт быть прежней. Какой - это вопрос дискуссии. И федерация понимает это уже сегодня, перераспределяя финансовые потоки в пользу власти на местах.

Пётр Константинов:

- Конечно, пока ещё сложно говорить о том, какими будут конкретные шаги корпорации, которая ещё не создана. Но любой вариант развития Сибири, с моей точки зрения, является продуктивным. Понимая все риски, которые могут быть, мы всё же должны обсуждать, что можем предложить, какой вклад внесём в развитие города, края, Сибири, страны, наконец. Сегодня в Восточной Сибири только Красноярск имеет необходимый потенциал, чтобы стать центром роста. Так же, как на Дальнем Востоке, на эту роль может претендовать лишь Владивосток. И мы просто обязаны использовать этот шанс.



Источник: http://www.gornovosti.ru
Категория: Общие вопросы кластерной политики | Добавил: Egoriy (03.06.2012) | Автор: Вячеслав ЗАСЫПКИН
Просмотров: 1507 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
---

Украинская Баннерная Сеть


Украинская Баннерная Сеть
--> --> --> -->
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz
    Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR