Китай – мировая обувная фабрика. И не только. В Китае работает одна из
крупнейших обувных сетей мира – Belle, товарооборот которой в 2009 г.
составил $1,5 млрд. И это все удалось создать буквально за пару десятков
лет, ведь еще 20 лет назад Китая просто не было на карте мировых
производителей обуви. Заводы Поднебесной закрывали потребностями
внутреннего рынка и только. А обувь для всего мира шили итальянцы.
Покорять российский и европейские обувные рынки китайцы
отправились под знаменем тотальной кооперации. Прежде всего, китайское
правительство приняло программу по развитию обувной промышленности.
"Наверху" определили три обувных кластера: в Гуанчжоу, Вэнчжоу, Чэнду
– исходя из близости сырья и достаточного количества рабочей силы. Не
отступая от однажды сверстанного плана, государство помогло частным
инвесторам с запуском капиталоемких, технологически сложных предприятий –
кожевенных и меховых заводов. Совместными усилиями подняли и химическую
промышленность – запустили заводы, занятые производством резины для
подошв и химикатов, используемых при выделке кожи.
Никакой благотворительности. Деньги выделялись на условиях возврата
инвестиций. Правда, под щадящий процент. А государственная поддержка
отрасли планировалась на десятилетие вперед. Все это не просто
развязывало руки китайскому бизнесу, но и гарантировало запущенным
проектам хорошие, просчитываемые перспективы.
В результате неизбежно начали появляться центры кооперации. Именно
они, а не как у нас принято считать дешевая рабочая сила, сделали
китайские товары привлекательными во многих секторах легпрома. В каждом
из трех "обувных" городов Китая производится абсолютно все необходимое
для этой отрасли – от станков и комплектующих до цехов по финальной
сборке обуви. В одном Гуанчжоу 10 000 предприятий, связанных с обувью. В
Ченду – 8 млн населения и 1250 зарегистрированных фабрик. Бешенная
кооперация ощутимо снижает издержки. А помноженная на тиражи в 5-7 млн
пар в год, она делает китайских производителей обуви практическими
неуязвимыми.
В самом деле, они ни от кого не зависят – под боком цеха по
изготовлению резаков, картонажные фабрики, фурнитура и нитки. Они не
воюют со своими. Между предприятиями есть четкая специализация: одни
производят пресс-формы, другие –подошвы, третьи собирают заготовки для
верха обуви. И наконец, они выдерживают рекордные сроки – от заказа до
начала производства редко уходит больше 10 дней. Как результат – Китай
удерживает 70% мирового обувного рынка.
Конечно, китайские фабрики сильно различаются по качеству
производства, по целям и задачам. Существует даже определенная специфика
не отдельных предприятий, а целых городов. В некоторых городах фабрики
ориентированы на количество, и качество там страдает. В других городах,
например, в Гуанчжоу, где у нас находится представительство, заказы
размещаются более скромные и местные заводы выдают качественную обувь.
Китайские предприятия неохотно дробят операции, предпочитают
производить обувь от начала до конца, полностью загружая
производственные мощности фабрики. Впрочем, вся производственная цепочка
довольно длинная – это и сельхозпроизводители, поставляющие шкуру КРС и
овчину, и текстильные производства, и заводы, выпускающие упаковку, и
машиностроители.
У китайских партнеров появляется все больше возможностей. Они
готовы принять заказ на производство обуви из кожи с новыми специальными
свойствами – запахом духов, внешним видом текстиля, металлическим
блеском, искусственной стяжкой, меняющих цвет при изменении температуры.
Нет им равных и в многотиражной продукции. Все, что касается
производства обуви из кожзама, кед и кроссовок, они сделают быстрее и
дешевле. Секрет прост – китайские заводы шьют одни и те же модели на
весь мир тиражом в несколько десятков тысяч пар. Никакой локальный рынок
(кроме оборонного) не может "съесть" столько пар одного артикула.
Источник: http://www.chinapro.ru/blogs/6/5515/ |