Как внешняя политика может содействовать технологическому прогрессу и наоборот
И.В. Данилин – кандидат политических наук, заведующий сектором инновационной политики ИМЭМО РАН. Идея о
том, что инновации – это залог возрождения России, благодаря которому
она займет достойное место в системе международных политических и
экономических отношений, стала в последние годы общим местом.
Действительно, без инноваций Россия так и останется гибридом рудника и
нефтегазовой скважины с огромными амбициями и сомнительными
возможностями.
Экономических сценариев на тему, как нам обустроить инновационную
Россию, предложено немало, но вот содержательных предложений
относительно внешнеполитического измерения процесса не звучит. Внешняя
политика находится вне контура политики инновационной, и наоборот. Часто
упоминаются разве что режимы нераспространения и контроля над
вооружениями, в которых речь скорее идет о необходимости обуздать
«плохие» технологии, нежели о поддержке «хороших». Изредка упоминается
возможность использования российской науки как фактора «мягкой силы»
(например, об этом говорит Ирина Дежина), но это пока предмет
обсуждения, а не дипломатической практики. Правильно ли такое
разделение, какую роль внешнеполитическая деятельность может играть в
инновационном развитии России и что требуется для того, чтобы
реализовать инновационный потенциал внешней политики Российской
Федерации?
Инновации для геополитики
Формально внешняя политика никогда не уходила далеко от инноваций в
широкой трактовке термина, хотя их мезальянс имеет специфическую форму.
Самая простая и очевидная точка соприкосновения – маркетинг национальных
инноваций (открытие или расширение рынков). Политики и дипломаты даже
сильнейших в инновационно-экономическом отношении держав выступают
своего рода «менеджерами по продажам» своих национальных
высокотехнологических комплексов, главным образом в части проектов с
повышенной капиталоемкостью («большая» энергетика, авиация и т.д.),
двойного или военного назначения. Достаточно вспомнить то, с какой милой
непосредственностью Кондолиза Райс и Хиллари Клинтон продавали новые
самолеты «Боинг» в ходе своих визитов в страны Азиатско-Тихоокеанского
региона и в Россию, и становится понятно, что заботливая рука «большого
брата» всегда рядом с крупным инновационным бизнесом и готова поддержать
родные высокие технологии.
Причины такого союза многообразны, и они отнюдь не сводятся к влиянию
интересов технологических компаний на государственную политику. Здесь и
обеспечение роста занятости, и стремление сохранить мировое
технологическое лидерство, и пр. А для развивающихся стран правильно
ориентированная международная политика определяет еще и уровень доступа к
мировым рынкам идей, капитала, технологий и кадров.
Однако высокие технологии – это и самостоятельный инструмент внешней
политики. Продажа важных технологий стимулирует развитие стратегического
диалога и альянсов, обусловливает формирование лояльности («мы
предлагаем вам самое совершенное…») и является элементом «мягкой силы».
Присутствует фактор стратегической привязки к стране-поставщику – через
услуги постпродажного обслуживания и модернизации, подготовку кадров и
т.д. Несколько примеров могут служить образцами. Стратегия США в области
торговли современными вооружениями и военной техникой (ВиВТ), в том
числе военно-техническая политика (недавние сделки с Тайванем, Индией).
Действия СССР и России (сотрудничество с КНР и Индией, отчасти
Венесуэлой и другими странами). Курс Франции в Северной Африке, а в
определенной степени – и контракт на продажу «Мистралей» российскому
ВМФ.
Данная логика все чаще применима и к гражданским, коммерческим
технологиям. В этом смысле показательна попытка сделки Соединенных
Штатов и Индии 2005 г., основанная на соглашениях о развитии ядерных
энергетических технологий. Аналогичная ситуация складывается и в
сегменте наукоемких услуг, прежде всего в сфере научно-технологического
образования и аутсорсинга, где используются практики манипулирования
визовым режимом, управления доступом к программам и функциям и тому
подобные инструменты. Наконец, инновационная составляющая внешней
политики – это еще и способ стимулирования «правильного» поведения
контрагента. Путь к модернизации и развитию идет через принятие
политических правил игры и соблюдение «хорошего тона» на мировой арене.
Никто не спорит с тем, что в наше время геополитический потенциал
государства определяется инновациями и гражданскими высокими
технологиями не в меньшей мере, чем военной мощью. К примеру, огромное
сосредоточение в Китае высокотехнологических производств американских
компаний дает КНР дополнительные возможности воздействовать на политику
Вашингтона, а инвестиционная, технологическая и торгово-экономическая
мощь Поднебесной позволяет влиять на развивающиеся страны и формировать
имидж государства-лидера. При этом гражданские инновации прямо влияют и
на оборонные возможности. Ведь в последние десятилетия процесс трансфера
технологий между военным и гражданским секторами стал двунаправленным,
так что сплошь и рядом уже гражданские нововведения в сфере
материаловедения, электроники, авиакосмоса и пр. укрепляют военный
потенциал.
Все это свидетельствует о значении внешней политики в сфере
инноваций, и, наоборот, инновационного потенциала – для дипломатии. В
реальности подобных пересечений еще больше, и все они требуют учета.
Схема иллюстрирует существующие взаимосвязи.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект №
11-03-00164а «Внешнеполитические ресурсы модернизации России». Автор
благодарит завсектором теории политики ИМЭМО РАН Э.Г. Соловьева и
завсектором экономики инноваций ИМЭМО РАН И.Г. Дежину за ценные
комментарии и идеи, высказанные в ходе обсуждения затронутой
проблематики.
Источник: http://www.globalaffairs.ru |