Вторник, 14.05.2024, 09:53
TECH-INFORM
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Круглый стол "Региональная инновационная стратегия и устойчивое экономическое развитие " [1]
25 мая 2012 года, г. Киев
Форма входа
Наш опрос
Вас интересуют вопросы трасфера технологий?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Украинская Баннерная Сеть

Главная » Статьи » Материалы мероприятий » Круглый стол "Региональная инновационная стратегия и устойчивое экономическое развитие " [ Добавить статью ]

" Развитие инновационной деятельности в регионах и экономический рост".
Шовкалюк В.С., Директор департамента инновационной деятельности и трансфера технологий Госинформнауки Украины

Сегодня все уже поняли, что развитие национальной экономики в условиях глобализации экономических отношений и усиления конкуренции не возможно без ее реформирования. Структура экономики - энерго- и ресурсозатратна. Государственное регулирование - малоэффективное и носит по большей части политическую окраску.

Структурная перестройка экономики остается лишь желанием тех, кто генерирует и поддерживает такую систему экономических реформ. Это перспективное задание для каждого Правительства, однако,  к сожалению, оно пока что остается заданием.

Структурная перестройка экономики - это не просто изменение отраслевой структуры экономики. Ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств, она требует создания условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и усовершенствования управления путем нововведений (инноваций) основанных на новейших научных знаниях.

Проблем в экономике много. Но мы должны принимать такие решения по реформированию экономики, которые вытекают из имеющегося потенциала и являются результативными уже сегодня.  Главное, что сделает развитие экономики постоянным и сама она будет конкурентной, это, безусловно, усиление ее инновационной составляющей. Суть всей экономической реформы заключается в повышении восприимчивости экономики к инновациям, развитии инновационного предпринимательства и обеспечении экономического роста за счет использования достижений науки и техники.

С целью активизации инновационной деятельности государство содействует развитию инновационной деятельности через реализацию определенных мероприятий, которые включают, в частности: законодательные и нормативные акты,  финансирования, развитие инфраструктуры, упрощения основания и ведения бизнеса, повышения инновационной культуры.

Мировой опыт показывает, что без активной регулирующей роли государства, которая закрепляется в соответствующих законах, не может быть эффективной,  социально ориентированной рыночной  экономики. Нет ни одной страны с высокоразвитой экономикой, где бы государство отстранилось от регулирования и стимулирования ключевых социально-экономических, в том числе инновационных процессов.

Каждая из стран самостоятельно избирает соотношение между масштабами применения прямых и непрямых форм поддержки инновационной деятельности, обычно отдавая преимущество одной из них. Из обобщения общемирового опыта выплывает, что  для стран Европейского Союза и других развитых стран при применении инструментов инновационной политики принципиальными следующее:
1. Фискальные преференции должны быть недискриминационными (прозрачные критерии и процедура получения), чтобы не обеспечивать искусственные конкурентные преимущества для отдельных предприятий, а создавать стимулы для всех предприятий инвестировать в собственный будущий инновационный потенциал
2. Предоставление помощи же отдельным предприятиям, чьи проекты могут иметь исключительное значение для экономики или безопасности страны, должен происходить исключительно не фискальным путем (государственный заказ, кредиты, гранты, прямые инвестиции, финансовые гарантии) и при этом на основе программно-целевого метода.

Хотя в условиях  Украины, скорее нужно налоговое стимулирование, так как необходимых средств на финансовую поддержку инновационных предприятий в государственном бюджете сегодня мы не найдем.

Разработка самых перспективных технологий не значит, что они автоматически трансформируются в продукцию и сами по себе попадут на рынок. Для этого необходимо найти и избрать оптимальные способы коммерциализации этих технологий. Нужен процесс управления для оценки новых технологий, подготовки их к коммерциализации. Мировая статистика свидетельствует, что с 100 научно-технологических разработок до рынка доходят 10 % тех, которые дают возможность повернуть с небольшой прибылью затраты на их производство, и только 4 % дают реально ощутимую прибыль. Поэтому во всем мире государства поддерживают ученых, изобретателей, инновационные структуры, которые разрабатывают и внедряют инновационные технологии и продукцию.

Правительство Украины также осуществляет определенные шаги для развития инновационной деятельности. И как сказал на заседании, посвященному нынешнему Дню науки, Премьер-министр Николай Янович Азаров - Правительство поддерживало науку и будет и в дальнейшем еще больше выделять средств на научно-технические разработки и их внедрения. Однако поддержку будут получать прорывные  направления и проекты.

При этом важно, чтобы проблемами результативности научно-технической деятельности и их внедрением проникались и местные органы исполнительной власти. От того насколько активны местные органы в вопросах формирования благоприятных условий для научных работников, изобретателей, предпринимателей и предприятий, а еще важнее их непосредственной поддержки инноваторов, зависит и экономическое развитие регионов.

Как пример, приведу действия мэра одного немецкого города на севере страны. Там был шахтерский небольшой городок, в котором проживало и работало около 30 тыс. шахтеров. Уголь окончился, шахты закрыли. Мэр, понимая ситуацию, начал "структурную перестройку" экономики города на основе создания высокотехнологичных производств с привлечением инвесторов, в том числе и иностранных. Были приняты необходимые решения, формировалась инфраструктура поддержки инноваций и выращивания новых конкурентных фирм. При этом он сам встречался с инвесторами и заботился о каждом проекте, что реализовывался в городе. Регулировал вопрос с властью Земли Северный Рейн Вестфалия. В результате за 20 лет было воссоздано 30 тыс. рабочих мест  в новых, преимущественно высокотехнологичных, отраслях экономики.

Мы знаем, что  регионы имеют разный потенциал развития. Это связано с имеющимися природными ресурсами, структурой экономики, в конечном итоге и географическим расположением. Каждый регион особый. Но опыт свидетельствует, каким бы большим не был экономический  потенциал региона, все решается на человеческом уровне: власти и граждан.

По инновационной активности предприятий регионы очень разные. Наибольшая часть инновационно активных предприятий - в г. Киеве, Запорожской, Херсонской, Хмельницкой, Николаевской и Тернопольской областях.

Инновационная активность предприятий - это их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, это - экономический уровень развития региона и его способность к постоянному росту, а также качество жизни  граждан.

В условиях конкуренции между регионами за новые инвестиции  региональная политика должна быть направлена на обеспечение регионов инструментами государственной поддержки, благодаря которым они смогут быть конкурентоспособными на рынке инвестиций. Создание такой системы будет требовать как прямой финансовой поддержки из государственного бюджета, так и создания общего благоприятного инвестиционного климата
Государство направляет усилие на:
1) Формирование нормативно-правового поля инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных изменений, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введения её в хозяйственный оборот.
2) Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций и в первую очередь на региональном уровне.
3) Развитие инфраструктуры инновационной деятельности, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров.
4) Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и предоставления им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.
5) Усовершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстроокупаемых инновационных проектов при поддержке государства на наиболее перспективных направлениях.

Важную роль в комплексе предложенных мероприятий играют институциональные преобразования (приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в инновационной сфере, малое предпринимательство и другое), направленные на создание рыночной инфраструктуры и способствуют активизации инновационной деятельности, которая обеспечивает рост производства конкурентоспособной продукции и освоения высоких технологий.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 мая в 2008г. №447 утверждена Государственная целевая экономическая программа "Создание инновационной инфраструктуры в Украине" на 2009 - 2013 года". В ней предвидены только первоочередные необходимые меры. Большая их часть  направлена на развитие региональной инновационной инфраструктуры. Однако, мероприятия реализуются главным образом за счет внебюджетных источников финансирования. Следует отметить, что надлежащее инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности субъектов ведения хозяйства безусловно будет способствовать росту экономического потенциала регионов.

Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и заканчивая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров в тех регионах, где сосредоточенная инфраструктура, которая обеспечивает активизацию инновационного процесса.

Стратегическими целями инновационного развития как государства так и региону являются:
- создание и развитие научно-технического потенциала региона;
-внедрение современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий производства;
- внедрение   в производство новых видов конкурентоспособной продукции;
- финансовое обеспечение создания инновационного потенциала региона  .

Важным моментом инновационной деятельности является более подробный анализ составляющих механизма регулирования финансово-инновационного развития :
-в осуществление мониторинга внешней среды, которая включает: анализ   достижения   научно-технического развития в отраслях, которые складывают экономику региона; анализ рынка нововведений; экспертная оценка новых научных достижений и возможности их внедрения.
-анализ внутренней среды: определение приоритетных направлений инновационного развития; оценка инвестиционной привлекательности экономики региона; оценка возможностей региона к инновационному развитию; оценка реальной   конкурентоспособности экономики региона и продукции его предприятий за международными стандартами.
- контроль за финансово-инвестиционными потоками, которые обеспечивают инновационное развитие: осуществление контроля за экономическим обоснованием инновационных проектов в рамках инновационной программы; контроль за реализацией организационных мероприятий инновационной программы; контроль за эффективным использованием средств областного бюджета, которые поступают в Государственный бюджет.

Для наиболее оптимальной и эффективной реализации инновационного потенциала региона должна разрабатываться стратегия и программы ее реализации. Без таких осново-образовывающих программных документов мы никогда не сможем обеспечить сотрудничество всех заинтересованных сторон и координацию их действий.

Региональная инновационная стратегия включает совокупность целей и региональных приоритетов, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и центральных органов управления. В основе региональной инновационной стратегии должно быть создание благоприятных условий для разработки и внедрения нововведений. Ее центральным моментом является динамическая эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом - создание местных синергетик, передача инноваций и технологий.

Разработка и реализация региональной инновационной стратегии - не самоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в устойчивое развитие страны, в экономику региона, улучшения социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.
Региональная инновационная стратегия должна включать:
· Анализ состояния инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспектив и направлений инновационной деятельности, ее масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных институциональных изменений; условий повышения инновационной активности.
· Цели и приоритеты развития инновационной деятельности в регионе. Система и структура целей должна быть разработана на основе следующих принципов:
- Региональные цели должны исходить из общей концепции научно-технического развития страны и не противоречить стратегическим общегосударственным целям;
-  Региональные цели должны быть сформулированы с учетом специфики и потребностей региона;
- Цели должны выходить не из наличия ресурсов и возможностей, напротив, ресурсная программа должна формироваться из установленных целей;
- Конкретная разработка структуры целей и в целом стратегии должна осуществляться на уровне современных методик с широким использованием независимых экспертов и системы экспертных оценок;
- Международного научно-технического сотрудничества;
- Государственных программ научно-технического развития;
- Собственно региональной (муниципальной) политики развития научно-технического потенциала отдельных промышленных предприятий и научных учреждений государственной и коммунальной форм собственности, негосударственных промышленных и научно-технических фирм.

Ранги целей на перечисленных уровнях региональной инновационной стратегии устанавливаются в системе долгосрочного прогнозирования регионального социально-экономического развития.

Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной сферы можно считать подход, ориентированный на глобальные критерии научно-технологического развития, развитие высоких технологий.

Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-инновационного развития является достижение целей его социально-экономического развития. Главное задание органов регионального управления при этом заключается в создании благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере.

Важным моментом является то, что инновационная стратегия в регионе должна иметь селективный, строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научно-технического и инновационного развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих направлениях основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.

Необходимо учесть, что приоритеты региональной инновационной политики нужно ориентировать на деконцентрацию инновационного потенциала, поворот его к насущным потребностям комплексного развития и самообеспечению регионов, формирования сети технополисов и наукоградов.

Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводительную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать в первую очередь на собственные силы и ресурсы при реализации этой стратегии. Однако, в условиях переходной экономики таких сил и ресурсов, как правило, немного или вообще нет, потому необходимы общегосударственные инновационные программы, нацеленные на предоставление стартовой помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитие инновационной инфраструктуры, подготовку кадров и так далее.

 Мы не можем стоять в стороне от мирового научно-технического развития. Это было бы пагубно для нашего будущего. Необходимо активно включаться в мировое научное содружество и мировой технологический рынок, находить в нем ниши и осваивать их, изменять приоритеты и специфику внешнеэкономических связей, перенося постепенно центр веса из топливно-сырьевых на высокотехнологичные рынки.

Наконец, и что особенно важно, необходимо сформировать цивилизованный рыночный механизм реализации селективной инновационной политики. Речь идет, прежде всего, о мотивационном механизме, экономической поддержке инновационной активности.

На сегодня большинство регионов имеют программы инновационного развития на 5 лет, стратегии разработаны единицами. Такой стратегии нет и в стране. В 2009 году были парламентские слушания где рассматривалась Стратегия инновационного развития Украины до 2020 года, но  она так и осталась проектом. Есть поручение Минэкономразвития вместе с другими центральными органами исполнительной власти разработать стратегию инновационного развития, но активности в этом направлении пока что не наблюдается.

Однако основа для разработки инновационных стратегий регионов есть. Это в первую очередь определенные законом приоритеты науки и техники и приоритетные направления инновационной деятельности. Методологическая база также есть в правовом поле. Дело за малым - инициативой местных органов исполнительной власти.




Категория: Круглый стол "Региональная инновационная стратегия и устойчивое экономическое развитие " | Добавил: Egoriy (24.06.2012) | Автор: Шовкалюк Виктор Степанович
Просмотров: 1249 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
---

Украинская Баннерная Сеть


Украинская Баннерная Сеть
--> --> --> -->
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz
    Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR