Вторник, 24.12.2024, 04:40
TECH-INFORM
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
3-й протокол к Мадридской конвенции [0]
Региональное развитие [5]
еврорегионы [6]
Общие вопросы трансграничного сотрудничества [7]
ЕврАзийский Союз, Таможенный Союз, Единое Экономическое пространство [1]
Форма входа
Наш опрос
Вас интересуют вопросы трасфера технологий?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Украинская Баннерная Сеть

Главная » Статьи » Трансграничное сотрудничество и Еврорегионы » Региональное развитие [ Добавить статью ]

Основные составляющие потенциалов регионального развития.

Основные составляющие потенциалов регионального развития.
А. А. Шалмуев (1)
 

Социально-экономическая ситуация в регионе характеризуется определенны сочетанием индикаторов, которые отражают:
– во-первых, влияние объективных потенциалов регионального развития, которые могут быть определены количественно;
– во-вторых, воздействие специфических для каждого региона компенсационных механизмов (компетенций), характеризующих особенности региона и возможности его адаптации к новым экономическим условиям.

Выделяют два вида компенсационных механизмов – пассивный и активный [2]. Пассивный компенсационный механизм исходит из реакции населения и субъектов хозяйствования тех или иных регионов на изменившиеся условия, их более или менее успешное приспособление к рыночным реалиям. При этом органы власти и управления различных уровней лишь создают населению и предприятиям определенные условия, которые обусловливают развитие (или торможение) тех или иных региональных процессов. Активный компенсационный механизм предполагает проведение федеральными и региональными властями, субъектами целенаправленной хозяйственной политики в отношении данного региона.

Взаимосвязь этих составляющих может быть выражена с помощью следующей
логической формулы [1].


Используя приведенную выше формулу, можно сделать следующие выводы:
а) если ситуация в регионе (уровень развития региона) примерно соответствует количественным потенциалам, это означает, что компенсационных механизмов здесь практически нет; б) если ситуация в регионе заметно лучше, чем это следует из объективных потенциалов, то налицо явно выраженное позитивное влияние компенсационных механизмов; в) если уровень развития региона заметно ниже, чем это следует из объективных потенциалов, то регион плохо адаптируется к меняющимся экономическим условиям, не используя даже имеющиеся у него возможности. В этом случае можно говорить о «декомпенсационных» механизмах, которые усугубляют положение региона (в основном вследствие неадекватной политики в отношении региона со стороны федеральной и региональной власти).

В полном виде реализовать приведенную выше формулу весьма сложно. Региональные индикаторы социально-экономической ситуации разнородны, и их очень трудно свести в интегральный показатель.
Жизнедеятельность региона – постоянный фактор, она не может быть прекращена. Поэтому региональные интересы – это прежде всего потребность в стабильном характере воспроизводства и постоянном сохранении и приумножении потенциалов региона.

В научной литературе обсуждается в основном экономический аспект регионального потенциала, первые попытки выяснения сущности которого относятся к началу 70-х годов. При комплексной оценке потенциала региона более корректно говорить не об экономическом, а о социально-экономическом потенциале. Обусловлено это тем обстоятельством, что исследование тех или иных составляющих экономического потенциала региона неминуемо приводит к включению в рассмотрение социального аспекта, определяемого отношениями между людьми в процессе его создания, поддержания и использования.

Под потенциалом вообще понимаются возможности, способности, скрытые, нереализованные резервы изучаемого объекта, которые при изменении окружающих условий могут перейти из возможности в действительность. Наличие потенциала у какого-либо объекта обязательно предполагает множество вариантов использования этого потенциала. Сам по себе потенциал без определения цели его использования существовать не может, поскольку, говоря о каком-либо потенциале, всегда имеют в виду то, для чего собственно и требуются резервы и возможности, а именно для достижения некоторого конечного результата. Потенциал социально- экономического развития региона характеризует возможности его развития при использовании всего комплекса территориальных ресурсов, особенностей существующей и перспективной структуры его хозяйства, географического положения в интересах повышения качества жизни населения региона [3].

Среди первоочередных проблем, связанных с организацией аналитических работ в сфере оценки и анализа потенциала социально-экономического развития региона, следует указать необходимость его структуризации.

В экономической литературе на определение одного и того же потенциала нередко имеется целый ряд различных точек зрения.

По мнению некоторых авторов, построение системы взаимосвязей потенциалов и нахождение некоторой структуры затруднено в силу абстрактности исследуемого предмета. В первую очередь, полагают они, это связано с тем, что потенциалы не только пересекаются друг с другом, но и взаимопоглощаются. Так, например, природный потенциал включает климатический, водный, земельный и другие более конкретные потенциалы, различающиеся также целями своего использования.

При разработке системной модели определения потенциала территории с целью применения ее к исследованию социально-экономического потенциала региона необходимо учитывать следующие основные аспекты анализа в рамках системного подхода [4]: 1) элементный аспект – выявление структуры потенциала; виды потенциалов; дифференцированные характеристики потенциалов; общность и мощность потенциалов; 2) структурный аспект – установление структурных характеристик системы потенциалов: типы связей, количественные и качественные взаимозависимости; 3) функциональный аспект – выявление функций потенциалов в системе территориального развития; сравнение функций с целью определения сходств и отличий; выявление функциональной структуры территориального потенциала; 4) интегративный аспект – выяснение противоречий в системе потенциалов, путей и способов разрешения найденных противоречий; определение иерархии потенциалов в зависимости от значимости для устойчивого развития координационных связей системы потенциалов с внешней по отношению к территории средой; определение тесноты данных связей; 6) исторический аспект – рассмотрение потенциалов территории сквозь призму их исторического развития; выявление этапов в формировании и развитии потенциалов; сравнение выявленных тенденций с общероссийскими особенностями развития.

Алгоритм проведения оценки потенциалов социально-экономического развития региона представлен на рис. 1.


Систему потенциалов социально-экономического развития региона можно представить в виде трех блоков.

Во-первых, это блок базовых ресурсных потенциалов территории, объединяющий:
– природно-ресурсный потенциал, характеризующий возможности развития региона за счет рационального использования его земельных, минерально-сырьевых, лесных, водных, рекреационных и иных ресурсов (определяется количеством и качеством запасов ресурсов, условиями их добычи, транспортировки и т. д.);
– экономико-географический потенциал, характеризующий резервы развития региона путем эффективного использования его транспортно-географического положения (определяется пропускной способностью путей сообщения и т. п.; близостью к продовольственным, сырьевым и ресурсным базам); климатических и ландшафтных условий (возможности отдыха, организации санаторно-курортного лечения, различных видов туризма); размещения нового или расширения существующего производства (определяется наличием свободных площадей, степенью развития производственной и социальной инфраструктуры, условиями экологического характера и т. п.);
– демографический потенциал, характеризующий возможности улучшения качества населения региона (определяется общей численностью населения, его половозрастным составом, динамикой роста (убыли) населения, миграционными процессами и т. п.).

Второй блок обеспечивающих потенциалов социально-экономического развития региона объединяет локальные потенциалы, которые призваны способствовать реализации базовых ресурсных потенциалов. В их состав входят:
– трудовой потенциал, характеризующий возможности развития региона за счет подготовки и рационального использования кадров (определяется образовательным, квалификационным, профессиональным составом кадров, занятостью их в разрезе отраслей и сфер хозяйства, форм собственности, специальностей и т. п.);
– материально-технический потенциал, характеризующий возможности развития региона на основе эффективного использования всех структурных составляющих его производственного комплекса (определяется структурой и объемом производства, величиной и эффективностью использования производственных фондов, состоянием развития инфраструктуры и т. п.);
– научно-инновационный потенциал, характеризующий возможности региона в сфере повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на основе рационального использования достижений научно-технического прогресса (определяется величиной и качеством фундаментального и прикладного научного задела и т. п.);
– социально-инфраструктурный потенциал, характеризующий резервы региона в сфере улучшения медицинского, бытового, культурного, транспортного и жилищно-коммунального обслуживания населения на основе расширения номенклатуры и повышения качества услуг, обеспечения их доступности для населения;
– бюджетный потенциал, характеризующий возможности региона в увеличении доходной части бюджета (определяется величиной местных налогов и сборов, отчислений от федеральных и региональных налогов в соответствии с нормативами, установленными законодательством, а также поступлений от приватизации муниципального имущества, от сдачи его в аренду, от местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, дивидендов от доли региона в уставном капитале предприятий и организаций, объемами дотаций, субвенций, трансфертных платежей и т. п.);
– инвестиционный потенциал, характеризующий возможности региона в привлечении и использовании средств отечественных и зарубежных инвесторов, предпринимателей, населения для решения территориальных проблем;
– экспортно-импортный потенциал, характеризующий возможности региона в повышении эффективности его внешнеэкономической деятельности путем закрепления на уже «освоенных» рыночных нишах; использовании относительной дешевизны основных ресурсов производства (рабочей силы, производственных фондов, технологических знаний, материальных ресурсов), которая выступает в качестве ведущего мотива привлечения зарубежных инвестиций; использовании уникальных высоких технологий, имеющихся, в частности, на предприятиях ВПК, и решении на этой основе широкого спектра проблем территориального развития.

Третий блок – это блок потенциалов готовности региона к социально-экономическим преобразованиям, который может включать, например:
– потенциал социально-психологической готовности (населения, властных структур) к проведению на территории региона намечаемых социально-экономических преобразований;
– потенциал нормативно-правовой готовности, характеризующий степень полноты правовой и нормативной базы, необходимой для осуществления тех или иных преобразований в различных сферах жизнедеятельности населения региона;
– потенциал научно-методической готовности, характеризующий степень разработки научных и методических материалов (указаний, рекомендаций, инструкций), необходимых для реализации намеченных социально-экономических преобразований и т. п.

В некоторых исследованиях нередко смешиваются понятия потенциалов региона и ресурсов региона, что приводит к их отождествлению, а следовательно, и неправильному определению характеристик конкретного потенциала. Ресурсы представляют собой имеющиеся, уже использующиеся возможности. Введение понятия ресурсов необходимо также и для того, чтобы сопоставить их с другой категорией – конечным результатом использования ресурсов. Таким образом, возникает логическая цепочка исследования: «потенциал – ресурсы – результат». Системная модель исследования потенциала региона представлена на рис. 3 [4].
 

Она отражает следующий важный момент. Управляющая подсистема территории, в качестве которой выступают различные органы, принимающие управленческие решения (в том числе администрация и ее отделы, руководство отдельных предприятий и т. п.), воздействует на ресурсы территории, способствуя их преобразованию в некоторый конечный результат.
При этом на входе в систему ресурсов поступают потенциальные возможности территории, а на выходе определяется конечный результат использования ресурсов.



(1) Кандидат экон. наук, доцент кафедры экономической теории института экономики и управления Новгородского государственного университета.

Список литературы:
1. Анализ развития регионов России (типология регионов, выводы и предложения) //Проект ТАСИС (контракт BIS/95/321/057). М.: Экспертный институт, 1996.
2. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник. М.: Гардарика, 2003.
3. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации (на примере г. Тольятти Самарской области) / Под ред. В. Е. Рохчина, С. Ф. Жилкина. СПб.: ИСЭП РАН, 1999.
4. Шаховская Л. С., Попкова Е. Г., Гущина Е. Г. и др. Теория и методология исследования социально-экономического потенциала Волгограда http:// www.smartcat.ru/p_economy/books/book_65/Page11.shtml


Источник: http://www.e-v-r.ru
Категория: Региональное развитие | Добавил: Egoriy (27.07.2010) | Автор: А. А. Шалмуев
Просмотров: 9607 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
---

Украинская Баннерная Сеть


Украинская Баннерная Сеть
--> --> --> -->
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz
    Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR