Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
Украинская Баннерная Сеть
|
Центрально-Восточная Европа: опора Украины в ЕС
Со времён обретения независимости, одним из традиционных приоритетов
внешней политики Украины является развитие поступательных и
добрососедских отношений со странами Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ).
Однако, на современном этапе отношения Украины со странами ЦВЕ приобрели
новое качество. Данные государства, являясь «молодыми» членами ЕС,
играют роль посредника в отношениях Украины и ЕС, выступают в качестве
лоббиста интересов Украины в Евросоюзе.
Однако нельзя упускать и
другую тенденцию, а именно общее осложнение отношений Украины со
странами «Старой Европы», локомотивами ЕС на фоне «дела Тимошенко» и
общего сближения с ЕС и РФ. Так или иначе, но на современном этапе
Германия, Франция заинтересованы в укреплении энергетического диалога с
РФ, в контексте напряжённости в сырьевых регионах Большого Ближнего
Востока, введения с июля эмбарго на поставки нефти из Ирана. Они видят
позитивные перспективы в обеспечении своей энергобезопасности за счёт
увеличении поставок природного газа по газопроводу «Северный поток».
Кроме того актуально строительство газопровода «Южный поток» для
поставок газа в Грецию, Италию, другие страны Южной Европы с декабря
2012 г. Фактически на современном этапе наблюдается передел сфер влияния
на постсоветском пространстве. Локомотивы ЕС в лице Франции и Германии
дают молчаливое согласие на распространение евразийской интеграции на
страны региона, в том числе и на Украину, тормозя процесс расширения ЕС в
данном направлении. РФ в свою очередь обеспечивает на 80 %
энергобезопасность ЕС, благодаря прямым поставкам природного газа.
Известно, что в контексте данного геополитического «передела»
затягивается и подписание парафированного договора о зоне свободной
торговли и ассоциации между ЕС и Украиной.
Тем не менее,
возникает вопрос – соответствует ли интересам стран ЦВЕ расширение сферы
влияния РФ за счёт включения Украины в Таможенный союз / ЕЭП, а также
чёткая линия «Старой Европы» на сближение с РФ, и усиление
геополитического альянса с Восточным соседом для противовеса влиянию США
в Европе? Данный вопрос является крайне противоречивым и неоднозначным.
С одной стороны наблюдается тенденция к попыткам стран «Малой Европы»,
особенно Польши укрепить своё влияние в ЕС, противопоставить себя
локомотивам в лице Германии и Франции. В данном случае заметна их
активная позиция в приоритете развития атлантического, а не российского
вектора в общем внешнеполитическом курсе ЕС. Страны ЦВЕ видят в США и
НАТО традиционного гаранта безопасности в Европе, прохладно относятся к
ЕПБО, усилению наднациональной интеграции. С другой стороны, нельзя
отрицать и попытки западных соседей Украины усилить своё влияние в
наднациональных органах ЕС, играть не меньшую роль в принятии решений,
чем Германия,
Франция, Италия, Испания, которые являясь европейскими
макрогосударствами, имеют больше голосов в ряде наднациональных органов.
Кроме того, во внешней политики Польши, преобладает стремление к
региональному лидерству, попытке играть роль третьего локомотива, центра
силы ЕС наравне с Германией и Францией, что проявляется в контексте т.
н. «Веймарского треугольника», неформальной консультативной платформы
трёх государств.
Однако, несмотря на противоречивые и
неоднозначные моменты в подходе стран ЦВЕ к евроинтеграции, их позиция
по отношению к Украине является противоположной позиции «Старой Европы» в
виду ряда факторов, а также особенностей двусторонних отношений наших
государств.
Во-первых, существует обоюдная экономическая
заинтересованность между Украиной и странами ЦВЕ, что является
объективным фактором в развитии евроинтеграции нашей страны. Известно,
что на данном этапе наблюдается достаточно позитивная динамика в
торгово-экономическом сотрудничестве Украины со странами региона.
Несмотря на последствия финансово-экономического кризиса, заметен рост
товарооборота. К примеру, Польша занимает 5-е место среди
торгово-экономических партнёров Украины. Если в 1999 г. товарооборот
составлял 610 млн. $,
то в 2010 г. достиг 4,8 млрд. $, а в 2011 г. 6,2 млрд. $. Аналогичная
ситуация наблюдается и в двусторонней торговли Украины и других стран
ЦВЕ. Если в 2005 г. товарооборот Украины c Чехией составил 971,5 млн. $,
с Словакией 512 млн. $, с Венгрией 1,3 млрд. $, то в 2010 г. вырос до
1,3 млрд. $ (с Чехией), 1 млрд. $ (с Словакией), 1,5 млрд. $ (с
Венгрией). Соответственно, в 2011 г. товарооборот с Чехией составил 2
млрд. $, с Словакией 1,8 млрд. $, с Венгрией 1,8 млрд. $.
Следует
отметить, что Украина является транзитёром российского газа в страны
ЦВЕ через свою ГТС, а также экспортирует продукцию горнорудной,
деревообрабатывающей промышленности, металлургии, ядерной энергетики.
Заметно, что страны ЦВЕ заинтересованы в импорте украинского сырья и
поэтому участие Украины в евроинтеграционных процессах является для них
крайне выгодным. В случае создания ЗСТ и ассоциации Украины и ЕС, будут
ликвидированы таможенные барьеры со странами ЦВЕ. Украина смогла бы
увеличить объёмы экспорта как минимум в 2 раза. Поэтому, странам ЦВЕ
экономически не выгодна интеграция Украины в евразийские структуры
Таможенного союза (ТС) и ЕЭП, т. к. введение общих таможенных тарифов
для стран ЦВЕ, перекроет возможность интенсификации
торгово-экономических отношений.
Кроме того, Украина
заинтересована в инвестициях стран ЦВЕ в своей экономики. Несмотря на
то, что на сегодня наблюдается отток инвестиций Польши и Словакии из
экономики Украины, совокупное количество вкладов стран ЦВЕ в сфере
строительства, с/х, лёгкой промышленности, в банковском секторе и в
рамках СП в 2012 г. составило 1,7 млрд. $.
В целом, исходя из
динамики торгово-экономического сотрудничества, страны ЦВЕ могут извлечь
для себя плюсы от евроинтеграции Украины.
Во-вторых, не менее
значимым является геополитический фактор, благодаря которому страны ЦВЕ
видят Украину в «связке» с ЕС. Кроме приграничного геостратегического
положения, территориальное расположение Украины представляет собой
естественный фортпост геополитическому влиянию РФ в регионе. Известно,
что прохладное отношение к РФ со стороны рядовых граждан, ряда
политических сил стран ЦВЕ, обусловлено комплексом исторических обид,
включая установление СССР режимов народной демократии в странах ЦВЕ
после 1945 г. На лицо несоответствие позиций и по ключевым вопросам в
современных международных отношений, включая российско-грузинский
конфликт, ЕвроПРО, расширение НАТО на Восток, «разумную оборону» НАТО.
Соответственно, страны ЦВЕ прохладно и осторожно относятся к попыткам РФ
реинтегрировать постсоветское пространство, не желая возвращения
геополитического влияния РФ к границам стран ЦВЕ.
Особенно
нежелательно усиление РФ в контексте евразийской интеграции на
постсоветском пространстве для Польши. Данное государство стремиться к
региональному лидерству в ЦВЕ, желает распространить своё экономическое
влияние на постсоветском пространстве, в контексте ретрансляции политики
соседства ЕС. Именно благодаря программе «Восточного партнёрства»
(Украина, Молдова, Белоруссия, Грузия, Азербайджан, Армения), Польша
стремиться сдерживать евразийскую интеграцию на постсоветском
пространстве и проводить горизонтальную экономическую интеграцию на
уровне отдельных предприятий, инициатив в контексте создания
еврорегионов. Ярким примером данной стратегии Польши следует считать
взаимодействие Украины, Польши и Венгрии в рамках еврорегиона «Буг»,
ассоциации «Карпатский еврорегион».
Страны ЦВЕ не заинтересованы
в реализации популярного в некоторых кругах политэлиты ЕС и РФ проекта
Единого экономического пространства между ЕС и ТС/ЕЭП. В данном случае,
РФ получила бы возможность беспрепятственного доступа на рынки стран ЕС.
Нежелание стать объектом экономической экспансии РФ, обосновывает
прохладное отношение к совместным инициативам ЕС и РФ, включая участие
РФ в развитии еврорегионов, «Беловежская пуща», «Днепр», «Слобожанщина».
Хотя не стоит упускать из внимания участие Польши в экономическом
сотрудничестве ЕС и РФ в Калининградской области. Соответственно для
стран ЦВЕ выгодно либо членство Украины в ЕС либо её нейтралитет ибо в
случае вхождения в состав евразийских интеграционных структур к границам
ЦВЕ вышли бы объединения ТС/ЕЭП, ОДКБ. Кроме того, включение Украины в
состав евразийских структур нивелировало бы значимость нефтепровода
Одесса-Броды-Гданск, а также упразднило перспективы реализации обходных
маршрутов поставки каспийского газа. В частности, речь идёт о
проектируемом Украиной и КНР терминале по получению сжиженного газа в
Одессе, с перспективой поставок в страны ЦВЕ.
Следует отметить,
что заинтересованность стран ЦВЕ в продвижении евроинтеграции Украины,
лоббирование её интересов связаны также с перспективной возможностью
использовать её геополитический вес для изменения расстановки сил в
самом ЕС. Ни для кого не секрет, что количество голосов
государства-члена ЕС в ряде наднациональных органов, в т. ч. Совете ЕС,
зависит от размера территории и количества населения. Страны «Молодой
Европы», чьи позиции расходятся с Францией и Германией по вопросам
решения финансового кризиса в еврозоны, развития ЕПБО либо позиции ЕС по
ключевым вопросам международных отношений, не могут оказывать значимое
воздействие в виду нехватки голосов. Соответственно, имея 43,5 млн.
население и самую крупную территорию в Европе (603,628 км²), Украина
будет иметь приблизительно равное количество голосов с Испанией,
Италией, ФРГ, Францией. Вступление Украины в ЕС усилит вес и влияние
стран «Новой Европы», превратит страны ЦВЕ из ведомых субъектов ЕС в
конкурентов ведущим. Определённым сигналом подобной заинтересованности,
является создание в 2005 г. форума V4+Украина. Известно, что на данном
этапе «Вышеградская группа» (V4), членами которой являются Польша,
Чехия, Словакия и Венгрия выступает субрегиональным форумом для
выработки общих позиций в ЕС, координации общих действий, особенно когда
мнение расходится со странами «Старой Европы».
Отдельный
интерес во вступлении Украины в ЕС видит для себя Польша. В частности
рассматривается перспектива формирования в ЕС второго «тандема»,
альтернативного Франции и Германии в лице Польши и Украины для
продвижения интересов стран «Молодой Европы» в рамках внутренней и
внешней политики ЕС в целом.
В-третьих, можно выделить
военно-политический фактор заинтересованности стран ЦВЕ в сотрудничестве
с Украиной, т. к. в какой-то степени они сходятся в видении модели
обеспечении собственной безопасности, которая противоположна ЕПБО.
Несмотря на декларирование статуса внеблоковости в ЗУ «Об основах
внутренней и внешней политики» 2010 г., в данном же документе
провозглашается прагматическое партнёрство с НАТО. Данное прагматическое
сотрудничество с НАТО нашло практическое отображение в участии Украины в
ПРМ, в миссии «Активные усилия», в совместных военных учениях. Как уже
указывалось, страны ЦВЕ видят в НАТО гаранта безопасности ЕС, фактор
сдерживания РФ, ОДКБ в европейском направлении. Кроме того, до 2008 г.
Польша и Чехия выступали за размещение на своей территории элементов
ЕвроПро США.
В этом плане гипотетически реальной была бы
возможность сотрудничества стран ЦВЕ и Украины в рамках «разумной
обороны» принятой на саммите НАТО в Сан-Франциско 21 мая 2012 г.,
открытой для участия не членов НАТО. В рамках военно-технического
сотрудничества, Украина смогла бы поставлять в страны ЦВЕ станции
радиотехнической разведки «Кольчуга», аналогов которых нет в НАТО. Кроме
того, исходя из геополитического положения Украины, её участие в
проекте является рациональным для стран ЦВЕ, т. к. она блокирует выход
РФ и ОДКБ к их границам. Особенно важно блокирование Украиной выхода
ОДКБ к границе с Румынией, где будут размещены ракетные комплексы
ЕвроПРО. Иными словами, сотрудничество Украины и стран ЦВЕ в «разумной
обороне» НАТО позволит создать «санитарный кордон» простирающийся от
стран Большой Северной Европы до Балкан, сдерживающий сближение РФ и ЕС в
оборонной сфере, поглощение Украины в евразийские структуры. В данном
случае происходит совпадение интересов стран ЦВЕ, Украины и США, что
подкрепляет вероятность реализации данной стратегии.
Более того,
имеются определённые наработки и опыт сотрудничества стран ЦВЕ и
Украины в военно-политической сфере. В частности, Украина и Польша
сотрудничают в рамках совместным с Литвой миротворческим подразделением
ЛИТУКРПОЛБРИГ. Также существует совместная Боевая тактическая группа
стран ЦВЕ и Украины «Вышеградская БТГр ЕС». Имеется опыт взаимодействия в
рамках ISAF в Афганистане, польского батальона в Ираке.
В-четвёртых,
существует демографический фактор, влияющий на взаимозависимость
Украины и стран ЦВЕ. В данных государствах имеется достаточно крупная
украинская диаспора, значительное количество трудовых мигрантов из
Украины, которые компенсируют нехватку рабочей силы на рынке труда стран
ЦВЕ. К примеру, в Польше количество украинцев составляет 250 тыс. чел.,
в Чехии 100 тыс., в Словакии 90 тыс., в Венгрии 60 тыс. В свою очередь
этнические поляки в Украине составляют 144 тыс. чел., чехи 88 тыс.,
словаки 60 тыс., венгры 156 тыс.
Однако нельзя говорить об
отсутствии проблемных моментов в отношениях Украины со странами ЦВЕ.
Известно, что до сих пор дискутируются исторические противоречия Украины
и Польши связанные с Национально-освободительной борьбой украинского
народа во главе с Б. Хмельницким 1648-1657 гг., украино-польской войной
1918-1919 гг., «Волынской трагедией» 1943 г., операцией «Висла» 1946 г.
Также в украинско-чешских отношениях существует проблема экстрадиции.
Чехия предоставила политическое убежище бывшему министру экономики
Украины Б. Данилишину, на которого украинская судебная власть завела
уголовное дело. Кроме того, не лишены противоречий и отношения с
Венгрией. Известно, что в 1998 г. определённые политические круги
выступили против установления венграми памятного знака на одном из
карпатских перевалов в честь 1100-летия прихода мадьяров на Дунайскую
равнину. Существует спор вокруг названия городов в Закарпатье. Венгры
считают Ужгород Унгваром, а Мукачево Мункачем. Периодически всплывает
историческое противоречие касательно аннексии Венгрией Закарпатья в 1939
г.
Тем не менее, данные проблемы достаточно сложно назвать
действенными. Рассмотренные экономический, геополитический,
военно-политический и демографический факторы свидетельствуют о том что
страны ЦВЕ являются опорой Украины в ЕС, сторонниками её евроинтеграции.
Более того, гипотетическое взаимодействие Украины и стран ЦВЕ
обусловило бы снижение роли стран «Старой Европы» в процессе принятия
решений в ЕС. Это в свою очередь обуславливает наличие спора между
«молодыми» и «старыми» странами-членами ЕС вокруг перспектив
евроинтеграции Украины.
Кухалейшвили Георгий политолог-международник
Источник: http://sd.net.ua |
Категория: Общие вопросы трансграничного сотрудничества | Добавил: Egoriy (01.07.2012)
| Автор: Кухалейшвили Георгий
|
Просмотров: 1094
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
---
Украинская Баннерная Сеть
Украинская Баннерная Сеть
-->
-->
-->
|