Четверг, 16.05.2024, 03:54
TECH-INFORM
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
3-й протокол к Мадридской конвенции [0]
Региональное развитие [5]
еврорегионы [6]
Общие вопросы трансграничного сотрудничества [7]
ЕврАзийский Союз, Таможенный Союз, Единое Экономическое пространство [1]
Форма входа
Наш опрос
Вас интересуют вопросы трасфера технологий?
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Украинская Баннерная Сеть

Главная » Статьи » Трансграничное сотрудничество и Еврорегионы » еврорегионы [ Добавить статью ]

Румыния - Молдова: Перекалибровка

За последние полгода атмосфера в треугольнике Румыния - Россия - Молдова заметно оживилась. Россия претерпела передачу власти более турбулентно, чем первоначально предполагалось. Путин вернулся в Кремль, но Россия уже совсем не та, что в 2004 или 2008 году. Пробудившейся от летаргии средний класс более не удовлетворен ростом ВВП, а желает качественных изменений. Приднестровье избрало другого лидера, впервые за 20 лет. Фактически, Приднестровье оставалось последним сепаратистским регионом на постсоветском пространстве, в котором до 2011 года не произошло смены власти. В Румынии сменилось два правительства, и в Яссах состоялось первое совместное заседание правительств Молдовы и Румынии. Наконец, сага о "выборах президента" в Молдове получила счастливую развязку не без участия депутатов, которые отделились от Коммунистической партии. Естественно, эти события оставили свой отпечаток в приднестровском вопросе и европейских устремлениях Молдовы.

Изменения на лицо в Приднестровье

Новый лидер быстро консолидировал власть. Шевчук массово обновил административный аппарат (средний возраст снизился до порядка 35 лет), руководил преобразованием движения "Возрождение" в пропрезидентскую политическую силу, попытался сменить генерального прокурора и пошёл на сотрудничество с властями России в расследовании уголовного дела против сына бывшего лидера Приднестровья Игоря Смирнова. Несмотря на то, что Шевчук вновь подтвердил важность партнерства с Россией, он всё же значительно сократил дискурс "осажденной крепости" и принял конструктивную позицию по отношению к Молдове. За короткое время был предпринят ряд встреч Филат-Шевчук, завершившихся деблокацией железнодорожных грузовых перевозок через Приднестровье. Также, после трех раундов официальных переговоров в формате 5+2 стороны пришли к согласию относительно принципов переговоров и повестки дня. Есть определённые причины, которые объясняют более конструктивное отношение Тирасполя не только к Молдове, но и к ЕС: тяжелое экономическое положение; внутренняя повестка Шевчука, сконцентрированная на развитии, борьбе с коррупцией, сокращении бедности; присутствие на европейском рынке (от 40 до 50% экспорта направлены в ЕС); прагматичное отношение Молдовы; предложение ЕС об увеличении бюджета на принятие мер по укреплению доверия (12 миллионов € выделено до 2015 года), предпринимаемых Тирасполем, как еще один источник для внутреннего развития. Хотя прогресс на техническом уровне вполне возможен, все же нереально ожидать от Приднестровья, в обозримом будущем, отказа от дискурса о независимости. Однако, в условиях, когда Приднестровью приходится все больше балансировать между Россией и ЕС, шансы Молдовы в том, что касается умножения связей и сотрудничества между двумя берегами, значительно возрастают. В свою очередь, это может заложить основу новой формулы реинтеграции страны в долгосрочной перспективе.

Молдова в направлении ЕС

Несмотря на жесткую конкуренцию внутри правящего альянса, Молдова продолжает сближаться с ЕС. Переговоры по Соглашению об ассоциации практически завершены и начаты переговоры по Созданию зоны всеобъемлющей и глубокой свободной торговли. Кроме того, Молдова добилась секторных прогрессов: она находится на пороге вступления в Единое воздушное пространство (соглашение достигнуто, но пока еще не подписано по причине внутренних процедур ЕС), первый этап по реализации плана действий по либерализации визового режима находится на последней стометровке (два оставшихся закона на стадии принятия), Молдова была включена в программу FP7. ЕС ответил удвоением своей поддержки для Молдовы: увеличил финансовую помощь для реформ важнейших секторов (например, энергетическом или судебном) и на стратегические проекты (газопровод Унгены-Яссы), продлил мандат Миссии EUBAM до 2015 года, поощряет прямой диалог между Кишиневом и Тирасполем, включил Приднестровье в еврорегион "Днестр" (что предполагает сотрудничество на местном уровне между Украиной и Молдовой) и предложил принять участие в качестве наблюдателя в переговорах по Созданию зоны свободной всеобъемлющей и глубокой торговли (приднестровские представители приняли участие в первом раунде), возобновление официальных переговоров в формате 5+2. Чтобы воспользоваться всеми преимуществами этой поддержки в ближайшие годы Молдова должна сосредоточиться на внедрении реформ. Только реформированная Молдова будет более привлекательной для жителей Приднестровья и способной противостоять давлению Москвы.

Разгневанная и реактивная Россия

Россия, более уязвимая в период выборов, с озабоченностью отслеживала события в Молдове и Приднестровье. Почему? Во-первых, Москва поставила на другого кандидата на выборах в Приднестровье. Так и объясняется незамедлительная реакция Кремля временно приостановить финансовую поддержку для Приднестровья. До сих пор еще чувствуется дефицит доверия к Шевчуку в Москве. Во-вторых, в Молдове был избран президент, и она активно стремилась установить прямой диалог с Тирасполем, снижая тем самым роль России. В-третьих, ЕС усилил своё участие в Приднестровье, а также увеличил инвестиции в проекты / реформы, которые позволят Молдове противостоять давлению со стороны России. Один российский экспертов очень хорошо резюмировал поведение России: «Москва не собирается ждать сложа руки, в то время как Молдова при помощи ЕС готовится поглотить Приднестровье". Таким образом, стратегия России была скорректирована во избежание изменения статуса-кво не в её пользу. Россия назначила Дмитрия Рогозина, политика с агрессивным националистическим дискурсом, в качестве специального представителя по Приднестровью. Его целью является стимулирование риторики "осажденной крепости" в Приднестровье, препятствование диалогу между Кишиневом и Тирасполем и выставление Румынии государством-проблемой для регионального сотрудничества. Кроме того, Россия удвоила свои усилия по сворачиванию Молдовы с европейского курса (например, участие российской церкви в кампании против закона о недискриминации), и усиление присутствия и контроля в Приднестровье (возобновление предоставления финансовой помощи, переговоры о передачи газопроводов в счёт задолженности, также возможна новая волна паспортизации).

Перекалибровка стратегии Румынии

В 2009 году Румыния с большим энтузиазмом поддержала европейский курс Республики Молдова. Однако, многие двусторонние инициативы вводились медленно или запаздывали ввиду политической неопределенности в Кишиневе и Бухаресте. Например, стороны заключили план совместных действий на два года. Хотя некоторые секторные протоколы были обсуждены, так и не были подписаны по причине падения правительства в Бухаресте. Учитывая эволюции в Молдове и Приднестровье, Румыния должна перекалибровать свою стратегию. Прежде всего, дискурс Рогозина должен быть проигнорирован. Как отметил один российский эксперт, «его способность к эскалации ситуации возрастает пропорционально оказанному ему вниманию». Вместо этого, Румынии лучше было бы выступить с позитивным месседжем, отмечая, как путем принятия конкретных мер (будь-то твиннинговые программы или трубопровод Унгены-Яссы) она способствует укреплению государственности РМ и реализации европейской повестки дня. Во-вторых, Румыния должна стратегически инвестировать € 100 млн, обещанные Молдове. Также, следует ускорить работу по энергетическим проектам. Особое внимание должно быть уделено евроскептически настроенным регионам Молдовы (Гагаузская автономия и север республики), где разрушительный потенциал России весьма значителен. С этой целью Румыния может использовать стратегическое партнерство с Польшей и Турцией, двумя странами, которые в различных формах уже участвуют в проектах в Молдове. В-третьих, политическая воля имеет решающее значение для успеха принятых реформ в Молдове. Румыния должна использовать каналы связи с составляющими правящего альянса, чтобы побудить их придерживаться не только декларативно, но и на деле европейской повестки. В то же время, настойчивость Румынии в поиске быстрых решений на вопросы идентичностного характера в Молдове будет контрпродуктивной и скорее сослужит добрую службу Москве. Идеальным сценарием для Кремля является нереформированная Молдова, которая растрачивает все свои силы в боях идентичностей, поляризующих общество. Вместо того, чтобы концентрироваться исключительно на румынофильном социальном сегменте Молдовы (который впрочем не является большинством) и проблемах идентичности, Румынии необходимо культивировать европеизацию, которая принесёт реальную пользу гражданам Республики Молдова вне зависимости от этнической принадлежности. Действуя подобным образом, Румыния расширит круг своих друзей в Молдове, укрепит свою позицию в долгосрочной и сделает необратимым европейский курс Республики Молдова.

Источник: Сontributors.ro, перевод: MoldovaNova.md



Источник: http://dniester.ru
Категория: еврорегионы | Добавил: Egoriy (03.06.2012)
Просмотров: 711 | Теги: трансграничный, трансграничное сотрудничество, еврорегион, кластер, граница | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
---

Украинская Баннерная Сеть


Украинская Баннерная Сеть
--> --> --> -->
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz
    Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR