Европейская
комиссия в партнерстве с Организацией по развитию малых и средних
предприятий организовала 24 сентября рабочее ателье „Трансграничные
кластеры — путь к европеизации молдавских МСП”. Мероприятие было
осуществлено посредством инструмента помощи TAIEX, в соответствии с
приоритетами Национальной стратегии развития на 2008-2011 годы и
Государственной программой поддержки малых и средних предприятий на
2009-2011 гг. Трансграничный кластер представляет собой новый подход в
процессе развития этого сектора.
Кластер (англ. Cluster) – сконцентрированная на некоторой территории
группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих
и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских
институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и
усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в
целом. Примером кластера является Силиконовая долина в США.
Обобщая
опыт, полученный за последние десять лет развития кластерных систем в
ЕС, можно сказать, что они дали значительный импульс развитию регионов
тех стран, которые применили их принципы.
Первоначально
унифицированный подход к межфирменному сотрудничеству был разработан в
Дании в 1989-1990 гг. В 1992 г. в кластерах участвовали 40% всех фирм
страны, которые обеспечивали 60% экспорта. Проведенная за ряд лет работа
вывела Данию в мировые лидеры по кластеризации экономики. Сегодня здесь
функционируют 29 ведущих кластеров. Высокие темпы развития набрала
экономика Австрии, где начали действовать трансграничные кластеры с
Германией, Италией, Швейцарией, Венгрией, активизировались связи с
Францией и Великобританией. В странах Восточной Европы также идет
кластеризация промышленности. В Венгрии, Польше, Словакии, Чехии и
Словении она поддерживается специальной программой, которая должна
обеспечивать заинтересованность сторон, интенсивное развитие,
интеграцию, открытость, прозрачность. На развитие дается 5 лет. Наиболее
приспособленной в этом смысле оказалась Венгрия. Основой для развития
кластеров здесь стали промышленные парки, которых в стране 75. Программа
акцентирована на развитие автомобильного кластера РАNAC, параллельно
развиваются деревообработка, туризм, использование термальных вод. К
участию в ней подключаются и другие страны, в том числе Болгария,
Румыния, Украина.
В Молдове система объединения в кластеры
только начинает развиваться. Европейские специалисты, однако, говорят,
что было бы хорошо начать кластерную политику с процесса познания, в
частности, четко представлять ситуацию с малыми и средними предприятиями
в стране. Они не исключают, что в Молдове существует подобная
организационная концепция, но, возможно, в другом виде. Другой полезный
совет заключается в том, что надо делать акцент на инновации, являющиеся
двигателем экономического роста страны.
Генеральный директор
Организации по развитию малых и средних предприятий Юлия Ябанжи
отметила, что целью проведения ателье является выявление перспективных
решений для создания кластеров в Молдове, повышения
конкурентоспособности, как путем поддержки инновационных кластеров и с
возможностями экспорта, так и путем развития деловой среды. „Нам
необходимо четкое законодательство, без возможности обходных путей.
Кластеры только развиваются, мы в них нуждаемся. Есть предприятия,
исследовательские институты, местные публичные власти, которые
объединяются, занимаются совместной экономической деятельностью и
становятся заметными в региональном масштабе” – говорит Ю. Ябанжи.
Даже
при небольших объёмах рынка Молдовы создание экономических кластеров
возможно и даже необходимо. Если анализировать показатели нашей
экономики, структуру и динамику предпринимательства, законодательные
аспекты, связанные с созданием и деятельностью свободных экономических
зон, можно отметить возможность создания некоторых кластеров: в сфере
промышленности, IT, туризма и агропромышленного комплекса. «Сейчас нам
необходима индустриализация Молдовы, так как по развитию мы находимся на
уровне 1995 года. В этом году отмечается небольшое оживление местной
промышленности, но рост в размере 2,5% не вселяет оптимизма.
Индустриализация должна носить обязательную форму. Это возможно и в том
случае, если будет существовать благоприятный деловой климат, рынки
сбыта, переоборудование производства и привлечение инвестиций», –
отметил Ион Лупан, начальник управления промышленной политики и
конкурентоспособности министерства экономики.
Не исключено,
что кластеры будут созданы сначала посредством промышленных парков и
свободных экономических зон, ведь они объединяют около 150
компаний-резидентов. В настоящее время СЭЗ покрывают всего 4% объёма
промышленного производства, однако в последующие годы ожидается рост в
20-25%. В то же время, в повестке дня министерства экономики есть 8
проектов по созданию промышленных парков.
Накопленный опыт
показывает, что кластеризация является длительным и сложным процессом, о
её эффективности можно говорить только спустя 6-7 лет. Требуется
направленная государственная политика, но необязательно полное
государственное финансирование, тут может участвовать и частный капитал.
Создание трансграничных кластеров в Молдове может стать инструментом
укрепления всей системы малых и средних предприятий и увеличить
количество рабочих мест.
Основными направлениями кластерной политики являются: •
развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение
конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их
взаимодействия. Предполагается, что предоставление поддержки
соответствующим проектам должно оказываться вне зависимости от
принадлежности участвующих в их реализации предприятий к тому или иному
кластеру; • обеспечение формирования благоприятных условий развития
кластеров, включающих повышение эффективности системы профессионального
образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и
образовательными организациями, осуществление целевых инвестиций в
развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное
строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров,
предоставление налоговых льгот в соответствии с действующим
законодательством, и снижение административных барьеров.
Преимущества кластерной политики заключаются в следующем: • ликвидации барьеров для инноваций; • инвестировании в человеческий капитал и физическую инфраструктуру; • поддержке географической концентрации связанных фирм.
Лилия Платон
Источник: http://capital.market.md/index.php?option=com_content&task=view&id=1822&Itemid=34 |